Рынок СМИ, как отмечают специалисты, не отлича-
ется прозрачностью. Финансовые неурядицы в
России наложили на него свой отпечаток. И старые проблемы представляются сейчас в новом свете. Но суть не меняется: процессы, которые меняют облик медиарынка, остаются малопонятными из-за пробелов в информационном поле, которое сформировано издательской средой. Правда, в ближайшее время, как полагают специалисты, станет понятнее, каким потенциалом располагают издания и как структурированы медийные потоки. Кризис способен сыграть очищающую роль, выталкивая за борт те издания, которые оказались нежизнеспособными, но долгое время плыли по течению на волнах благоприятной конъюнктуры
Детализированный контент
В Глобальной паутине появилась новая карта СМИ
В Интернете есть целый ряд порталов, заглянув на которые можно получить представление о рынке СМИ. Однако лишь недавно появился сайт, где можно не только узнать, что собой представляет то или иное периодическое издание, но и получить выборку о газетах и журналах, занимающих определенную нишу на рынке.
В основу этого проекта легли уникальные разработки петербургской школы журналистики. Как пояснил директор инновационного проекта “Бизнес-журналистика и бизнес-коммуникации” Дмитрий Гавра, при построении типологии печатных СМИ специалисты исходили из ступенчатой модели со множеством критериев, интересующих в первую очередь рекламодателей, издателей и инвесторов в медиапроекты. Иными словами, модель получается комплексной и многоуровневой. Система запросов позволяет уточнить рыночную позицию СМИ, понять их издательскую модель, оценить характер контентного наполнения и направление работы редакции.
Выборку можно сделать на сайте по разным параметрам: общая тематика издания, его формат, ареал распространения, периодичность, тираж и характер распространения. Внутри этих групп - детализированные характеристики, которые дают возможность позиционирования СМИ на рынке.
Одна из особенностей проекта, на которую следует обратить внимание, - это попытка оценить степень влияния СМИ.
Дело в том, что традиционные модели, используемые консультантами и рейтинговыми агентствами, в ряде случаев дают искаженную картину для инвесторов и рекламодателей. Например, фактическая аудитория печатного издания может быть расширена за счет его электронной версии.
Парадигма влияния складывается под воздействием основных функций, которые призвано выполнять СМИ. Например, газеты, которые раздают бесплатно, обычно пролистывает меньше читателей, чем издания группы b2b.
Кроме того, отдельные материалы деловых изданий нередко прочитываются повторно. Хотя бы потому, что они попадают в тематические дайджесты информационно-аналитических агентств, распространяющих их по подписке или выкладывающих копии статей на своих порталах. Наконец, чем больше ссылок на СМИ, тем чаще поисковые машины в Интернете приводят по запросам дополнительных читателей.
Все эти нюансы пока еще слабо изучены. Но они вызывают внимание исследователей, что, в свою очередь, помогает понять специфику медиарынка всем, кто в нем заинтересован.
Борис УШАКОВ
Только цифры
4000 газет и журналов имеют лицензию для выхода в свет в Петербурге
около 70 тыс. изданий зарегистрировано на территории Российской Федерации в Роскомсвязьнадзоре
не более 40% зарегистрированных в РФ СМИ выходили в 2008-м регулярно или не издавались более года
|