На встрече в верхах лидерам 27 стран Объединенной Европы предстояло рассмотреть всего три вопроса. Впрочем, “короткая” повест-ка дня никак не умаляла важности поставленных проблем и, увы, изобиловала многочисленными противоречиями.
Ее первый пункт, разумеется, касался мирового финансового кризиса и мер по стимулированию экономики Евросоюза. Вторым по важности вопросом стала борьба с изменением климата - тут экологически ориентированная Европа верна себе, и никакие финансовые потрясения не заставят ее отказаться от идеи чистой среды обитания.
Наконец, третья проблема - это так называемый Лиссабонский договор, призванный заменить проект европейской Конституции, от которой руководители стран ЕС решили отказаться после выраженного ей недоверия на национальных референдумах во Франции и Нидерландах в 2005 году. Впрочем, с Лиссабонским договором (его еще называют “Договор о реформе”) пока тоже не все гладко - летом на референдуме в Ирландии он был отвергнут, и ЕС теперь вновь существует в отсутствие единого юридического знаменателя.
Так уж вышло - и это не раз подчеркивали первые лица Евросоюза - по всем трем вопросам у стран-участниц существуют серьезные разногласия. К примеру, еще в ноябре был обнародован общеевропейский “план спасения”, предполагающий вливание в экономики стран-членов ЕС 200 млрд евро (это, к слову, 1,5% совокупного ВВП всего сообщества). Однако пункты этого плана, в силу разных причин, не очень нравятся официальному Берлину.
Не все гладко и в вопросах экологической безопасности. Так называемый план “20-20-20”, предусматривающий сокращение загрязняющих выбросов в атмосферу и уменьшение общих энергозатрат, не устраивает не только Германию, но и Польшу.
Наконец, Лиссабонский договор, “забуксовавший” в Ирландии, пока не торопится ратифицировать Чехия, которая - и в этом особая пикантность ситуации - с Нового года будет председательствовать в ЕС.
Иными словами, в “единой Европе” - в отличие от той же “Единой России” - нет никакой генеральной линии и общего мнения по всем вопросам. Но это как раз и отличает Европу от российской “партии власти” - здесь прислушиваются к каждому голосу и уважают позицию меньшинства.
Кстати, отдельным пунктом работы саммита, формально не входящим в основную повестку дня, стало обсуждение “Программы Восточного партнерства”, нацеленной на установление экономического и политического сотрудничества с государствами постсоветского пространства - Азербайджаном, Арменией, Грузией, Молдавией и Украиной.
В ходе дискуссии было особо подчеркнуто о возможности подключения к этому проекту Белоруссии - но, разумеется, если Минск согласится с предложениями по демократизации общества. Учитывая послед-ние события (“пробуксовку” идеи союзного государства Россия-Беларусь), нельзя исключать, что руководство бывшей советской республики серьезно задумается, с кем ему дружить в ближайшем будущем.
Ну а дабы не раздражать северного соседа, представители Еврокомиссии сразу оговорились, что проект политики Восточного партнерства “не направлен против России и не входит в противоречие с российскими интересами”.
|