Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Замороженные дороги - ЭиВ N 46 (730)
ТРАНСПОРТ
Замороженные дороги
No. 46 (730) 08.12.2008
Борис УШАКОВ
Экономия на ремонте сегодня заставит завтра больше на порядок тратить средств на содержание автотрасс
Инновации помогают строить дороги лучше и дешевле. Но на их пути встают административные преграды. Об этом говорили на конференции “Освоение инновационных технологий и материалов в дорожном хозяйстве”, которая прошла в Петербурге.

Все начинается с того, что на федеральном и региональных уровнях нет единых стандартов. Например, нормативы не дают ответа на вопрос, как определить инновационный цикл: то есть какой именно срок засчитывать при внедрении нового оборудования. В результате чисто технические проблемы перемещаются в сферу составления долгосрочных бизнес-планов внедрения новых технологий, необходимых для оценки того, что требует распространения в отрасли. Это должны делать обе стороны - заказчик и подрядчики. И затем - согласовывать позиции.

В этом случае можно снять многие недоразумения в оценке стоимости подрядов. Самый распространенный вариант - отказ заказчика компенсировать затраты дорожной организации на использование современных комплексов оборудования, потому что это удорожает итоговую цену работ.

Другой пример - отказ от инноваций из-за того, что Главэкспертиза неоднозначно трактует последствия применений новых технологий в конкретном регионе: ведь любые оговорки и пред-упреждения повышают риски строительства. Целесообразно выделить сегменты подрядного цикла, в которых инновации приносят несомненный эффект.

Особо следует выделить применение инноваций, которые помогают удешевить дорожно-строительные работы. Без отраслевой системы поощрений за экономию средств сложно подтолкнуть подрядчиков к внедрению современных технологий.

Правда, как отметил замначальника управления организации научно-технических исследований и конкурсов Федерального дорожного агентства Алексей Скляднев, здесь приходится сталкиваться с несовершенством законодательства.

С одной стороны, в договоре строительного подряда заказчик имеет право указать последствия для подрядчика при использовании новых технологий (ст.749 ГК РФ), откуда следует, что дорожно-строительная организация может оставить себе экономию, если применит, например, “ноу-хау”. Однако, с другой - закон о порядке размещения заказов через аукционы (ФЗ №94 от 21.07.05) - нет.

Сегодня нередко участники тендеров идут на разные уловки, чтобы выиграть их. Одна из них - при расчетах цены дорожно-строительные организации “забывают” указать один из видов расходов. Если заказчик не обратил внимание на такую деталь в конкурсной документации, то в дальнейшем победа в тендере выглядит как результат демпинга.

Позднее же приходится или корректировать договорные условия, или проводить тендер заново, на что заказчик идет неохотно. В рамках саморегулируемых организаций (СРО) вероятность таких “просчетов” снижается.

Кропотливая работа заказчика по выбору рекомендуемых технологий и скрупулезность составления заданий, как показывает опыт Петербурга, позволяют добиться наглядных результатов. Взять, скажем, рекон-струкцию Литейного проспекта: проезжая часть прослужила уже 10 лет без ремонта. А вот другой пример: проект пробивки Богатыр-ского пр. не предусматривал ни одного пешеходного перехода. В таком случае потом, скорее всего, придется закрывать движение на проезжей части, что городскому бюджету дорого обойдется.

В конечном итоге задание составляет заказчик. Ему выбирать очередность и порядок строительства и реконструкции дорог. Однако в СРО призваны обратить внимание на все спорные моменты и предупредить о последствиях.

На конференции участники выразили обеспокоенность тем, что в конце 2008 года из-за последствий финансового кризиса наметилась тенденция сокращения региональных бюджетов. В частности, в Петербурге финансирование на эти цели урезано на 9%.

Однако в Минэкономразвития прогнозируют по итогам 2009 года рост стройматериалов, как минимум, на 20%. Банковские аналитики ожидают инфляцию выше, чем в 2008-м. И процесс “отката” цен начнется с весны 2009-го. Потому закладка в сметы нынешних “кризисных” цифр грозит в перспективе разорить подрядчиков.



Мнение специалиста



Юрий Агафонов,

директор НП “Саморегулируемая региональная ассоциация предприятий дорожного комплекса Северо-Запада”:

- Несовершенство российских законов проявляется и в других сферах. В РФ все чаще говорят о необходимости вывести отношения между заказчиком и подрядчиком на новый уровень, при котором “правила игры” устанавливаются при согласовании с саморегулирующимися организациями, которые, в свою очередь, несут часть ответственности за результаты работы их членов.



Другие материалы рубрики
ТРАНСПОРТ
22.12.08Люди – основной капитал компании
22.12.08Октябрьская магистраль – генератор инноваций
22.12.08На главном направлении
22.12.08Важная практика в региональном бюджете
22.12.08С опорой на отечественного производителя
22.12.08Стальные нервы отечественной экономики
22.12.08Возить пассажиров далеко и близко
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru