Данные маркетинговых исследований, проведенных за последние месяцы, свидетельствуют о том, что российский продовольственный рынок начал меняться. Потребительский спрос сократился и сместился в сторону продукции низкоценового сегмента.
Торговля (ритейл) отреагировала заранее - еще в начале осени стала снижать цены и расширять ассортимент доступных товаров. Производители, пока удерживающиеся на рынке, также вынуждены сосредоточить усилия на выпуске недорогой продукции. Эксперты уверены, что, нынешние экономические условия дают карт-бланш “уцененке”, дешевому импорту и контрафакту.
Дорого яичко... в любой день
Маркетологи проанализировали динамику продаж в торговых сетях и крупных продуктовых магазинах. Теперь вместо дорогого чая и кофе граждане покупают тот, что подешевле, вместо йогуртов и сырков - кефир, вместо охлажденного мяса - мороженые полуфабрикаты, пельмени; классические виды сыров уступили место дешевым колбасным и т. д. Маркетологи также прогнозируют, что в ближайшие месяцы продукты с рынков (в том числе сомнительного качества) и домашние консервы “от бабулек” станут гастрономическими бестселлерами. Особенно это касается провинции.
Нынешние условия побуждают потребителя, тем более того, кто попал под сокращения у своего работодателя, экономить на всем, на чем возможно: именно поэтому эксперты опасаются, что главным критерием при выборе продукта станет не надпись на его этикетке, а цена. То, что продукт уцененный (как правило, с истекшим сроком годности) или произведен и продается неизвестно кем, к сожалению, для многих покупателей будет играть вторичную роль.
Все пути ведут к импорту
Производитель, которому посчастливится не стать банкротом, может попытаться подстроиться под сегодняшние реалии только одним способом: максимально снизить себестоимость выпускаемой продукции, так как сети уже снижают цены, а потребитель ищет, где дешевле.
Получается, что сельхозпроизводители попали в крайне сложную, а для некоторых - безвыходную ситуацию: есть долги перед банками, контрагенты неплатежеспособны, отношения с сетями и до кризиса оставляли желать лучшего, а себестоимость продукта уже была сокращена, насколько это возможно. Если еще вспомнить о требованиях Минсельхоза РФ к выпускаемой продукции (например, по колбасным изделиям, которые не могут изготавливаться из недорогого импортного замороженного мяса, а только из нашего охлажденного и т. п.), становится очевидно, что многие из сегодняшних условий практически невыполнимы.
Эксперты считают, что если власть не примет срочные меры по поддержке производящего сектора, то в будущем на рынке останутся только крупные компании, в том числе - компании с иностранным капиталом, а также те, кто занимались девелопментом или имели свои собственные торговые точки (фирменные магазины). То, что они “недопроизведут”, будет компенсироваться готовым импортом, который поступит в сети. При таком варианте развития событий зависимость страны от импорта станет катастрофической, как ни печально это сознавать в год рекордного для Российской Федерации урожая зерновых.
|