В Копенгагене прошла юбилейная - десятая по счету - сессия Балтийского форума развития (БФР). Эта ежегодная конференция объединяет одиннадцать стран региона Балтийского моря, в ее работе принимают участие около двух тысяч политиков, ученых и бизнесменов. Поэтому БФР иногда называют самым значительным саммитом Северной Европы.
Это, собственно, подтверждает и список участников. В Копенгаген приехали президент Финляндии Тарья Халонен, министры ино-странных дел Швеции Карл Бильдт, Дании - Пер Стиг Меллер, главы правительств Эстонии Андрус Ансип, Дании - Андерс Фог Расмуссен и др. Открытие форума состоялось в Копенгагенском университете, одном из старейших в Европе (указ о его создании был подписан еще в 1479 году).
Открыл БФР его основатель и бессменный председатель Уфе Элеман-Йенсен. Кстати, бывший шеф дат-ского МИДа весьма популярен в странах Балтии, ведь он всегда был активным сторонником независимости этих некогда советских территорий.
Круг основных проблем, которые предстояло обсудить участникам юбилейного саммита, обозначил датский премьер Андерс Фог Расмусен: транспорт, энергетика и научные исследования, касающиеся стратегических направлений экономического развития.
Премьер говорил и о некоторых проектах, имеющих влияние на жизнь Северной Европы: железнодорожной линии Rail Baltica и автомагистралях, связывающих Балтию с “основной” Европой. Не остался без внимания и проект строительства газопровода Nord Stream - ведь его ветка будет пролегать по дну Балтийского моря.
Однако, несмотря на все масштабные замыслы, участники форума остались верны себе. Традиционно в Скандинавии, а теперь уже и в странах Балтии, очень внимательно относятся к состоянию окружающей среды и стремятся минимизировать отрицательное воздействие индустрии на природу. Поэтому нет ничего удивительного, что датский премьер много говорил о доминировании в регионе “зеленых ценностей”.
Отдельным пунктом стало обсуждение так называемой “Балтийской региональной программы ЕС”, которую должны принять в 2009-м. Документ очерчивает ближайшее стратегическое будущее стран-участниц БФР, особо касаясь вопросов энергетической безопасности и развития транспорт-ной инфраструктуры.
Эксперты пришли к выводу, что решение этих проблем может быть успешным лишь при условии, что в процесс будут включены соседние страны - Россия и Беларусь. Однако представителей нашей страны, равно, как и официального Минска, на форуме замечено не было.
Впрочем, отечественные СМИ и информагентства тоже не обратили никакого внимания на Балтийский форум развития. Это тем более странно, если учесть, что одна из пленарных сессий была посвящена нашей стране и называлась “Россия сегодня и завтра - меняющийся политический и экономический ландшафт”. Но, думается, ничего особо критичного в адрес России там не прозвучало - в противном случае мы знали бы об этом форуме все.
|