При отсутствии у налогоплательщика бухгалтерского учета исчисление налоговым органом налогов, подлежащих уплате, может производиться только с помощью использования данных об иных аналогичных налогоплательщиках
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 июня 2008 г. ? А26-6028/2007
Ситуация
Общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы в части начисления налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, соответствующих пеней по этим налогам и штрафа, предложения уменьшить на исчисленные в завышенных размерах суммы налога на добавленную стоимость.
В ходе налоговой проверки общество в ответ на дважды направленные инспекцией требования не представило испрашиваемые документы (ни первичные документы, ни регистры бухгалтерского учета), необходимые для проведения проверки, в связи с их отсутствием. Поэтому инспекция провела проверку на основании документов, представленных контрагентами общества, и выписки банка по расчетному счету, а также имеющихся деклараций этого налогоплательщика, и на основании названной информации о налогоплательщике определила суммы налогов, подлежащие уплате в бюджет расчетным путем, применив положения подпункта 7 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ.
Общество не согласилось с указанными ненормативными актами налогового органа и сослалось на неправомерное доначисление налогов инспекцией расчетным путем без учета анализа деятельности аналогичных налогоплательщиков в данном регионе.
Позиция ФАС Северо-Западного округа
Согласно п. 7 ст. 166 НК РФ в случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам.
В соответствии с подпунктом 7 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
Инспекция произвела расчет налогов на основании сплошного анализа выписки банка о движении денежных средств по расчетному счету Общества; данных, указанных в налоговых декларациях по налогу на прибыль и НДС; и частично на основании документов, полученных у контрагентов Общества. Применив расчетный метод определения налогов, налоговый орган не использовал данные бухгалтерского и налогового учета иных аналогичных налогоплательщиков.
Налоговый орган не проверял достоверность расходов налогоплательщика, указанных в декларациях по налогу на прибыль и достоверность налоговых вычетов, приведенных Обществом в декларациях по НДС, в связи с отсутствием у налогоплательщика первичных документов, данных аналитического и синтетического учета, в то время как сам налогоплательщик ставил под сомнение указанные в декларациях суммы расходов и вычетов.
Таким образом, суд сделал вывод о том, что у налогового органа было недостаточно сведений о проверяемом налогоплательщике, чтобы определить расчетным путем суммы налогов, подлежащие уплате в бюджет на основании сведений о налогоплательщике.
Потому инспекция могла исчислить налоги при такой ситуации только с помощью использования данных об иных аналогичных налогоплательщиках, как это предусмотрено п. 7 ст. 166 и подпунктом 7 п. 1 ст. 31 НК РФ.
|