В конце октября в СМИ появились данные о том, что калининградская `КД авиа` объявила технический дефолт: сначала авиакомпания не сумела расплатиться по оферте, а затем - задержала выплату по купону облигационного займа в размере 79,78 млн рублей.
Это показалось особенно удивительным: пассажироперевозки за I половину 2008 года выросли до 571,4 тыс. человек, а чистый долг `КД авиа` увеличился до 8,4 млрд руб. - на 48%.
Компания была вынуждена вести сложные переговоры с ВТБ, Сбербанком, Газпромбанком и ВЭБ о выделении ей кредита на 4 млрд руб., чтобы покрыть основную часть краткосрочного долга.
В октябрьском пресс-релизе компании говорилось, что в связи с проблемами на финансовом рынке `КД авиа-финанс` приняла такое решение для обеспечения полноценного продолжения операционной деятельности и выполнения обязательств перед пассажирами и контрагентами авиакомпании.
В октябре деятельность авиакомпании осуществлялась в штатном режиме. А в Калининграде обязательства по ценным бумагам компания обещала выполнить за счет заемных средств.
Однако в ноябре страсти вокруг калининградского перевозчика снова накалились. Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Калининградской области направило в региональное Министерство экономики напоминание о необходимости разделения авиационного и аэропортового бизнеса `КД авиа`. Аналогичные процессы уже произошли в других аэропортах РФ. Калининград оставался исключением из общего правила.
Этот процесс инициировали именно сейчас, когда авиакомпания вошла в полосу финансовых затруднений. В 2007-2008 гг. в УФАС поступали жалобы конкурирующих компаний на то, что `КД авиа` использует свое доминирующее положение на рынке аэропортовых услуг для получения необоснованных преимуществ в сфере авиаперевозок.
По мнению УФАС, процедура реструктуризации аэропорта Храброво затянулась и заставляет подать иск о принудительном разделении авиационного и аэропортового бизнеса.
По данным экспертов, в `КД авиа` рассчитывали заложить под кредит аэропортовые объекты. Например, вторую очередь международного терминала Храброво стоимостью 3,8 млрд руб., ввод в эксплуатацию которого намечен в начале 2009 года.
Однако при разделе это имущество отходит на баланс аэропорта. Акции `КД авиа` уже заложены в двух банках. Того, что есть у авиаперевозчика, банкам кажется маловато, чтобы удовлетворить его кредитные запросы.
При визите в Калининград министр транспорта РФ Игорь Левитин сообщил, что `КД авиа`, как и другие российские авиакомпании, вправе рассчитывать на антикризисную поддержку от государства. Только в Минтрансе напомнили, что для этого в Калининграде должны соблюдать общие правила. То есть выполнить процедуры, уже пройденные в других аэропортовых комплексах РФ.
При этом в Калининграде могут потерять своего авиаперевозчика (по примеру Петербурга) или получить его в статусе регионального предприятия (по аналогии с Вологдой).
|