Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

На одном крыле - ЭиВ N 43 (727)
ТЕМА НОМЕРА
ВЫРАСТУТ ЛИ У РОССИИ `КРЫЛЬЯ`?
На одном крыле
No. 43 (727) 17.11.2008
Борис УШАКОВ
Кризис российских авиакомпаний - подходящий повод для консолидации и обновления активов
По данным Минтранса РФ, в 1998 году в России насчитывалось 8 тыс. самолетов и вертолетов. В 2000-м их количество сократилось до 6,54 тыс. За эти же два года в РФ стало меньше на 106 региональных аэропортов. Финансовый кризис 1998-го нанес сильный удар по отрасли.

Тогда в Минтрансе РФ для выхода из штопора предлагали комплекс мер, который предполагал, с одной стороны, либерализацию авиаперевозок, а с другой - концентрацию авиапарка в 130 авикомпаниях. Должно было остаться, напомним, 10 федеральных, 30 региональных и 90 местных воздушных перевозчиков. В конце 1990-х их насчитывалось почти втрое больше.

Эта задача так и осталась на уровне идеи. Удалось реализовать только программу разделения объединенных авиапредприятий (базирующихся на аэродромах федерального значения) на аэропорты и авиапредприятия-перевозчики. При этом в министерстве пришлось преодолевать сопротивление в российских регионах, потому что в авиакомпаниях летная деятельность всегда была убыточной, а аэропортовая - приносила рентабельность до 20%.

Иными словами, вторая часть реформы должна была создавать предпосылки для реализации первой части - консолидации воздушного парка. По расчетам экспертов, только в этом случае можно было создать условия для нормального воспроизводства летной отрасли.

Причем не исключалась концентрация воздушного парка в государственных авиапредприятиях, потому что частникам было тяжело обновить флот, 90% которого к 2000 году устарело. Причем 70% самолетов работали на грани износа.

Сегодня мало кто уже помнит об этих выкладках. Однако они позволяют лучше понять, что же сегодня происходит с российскими авиакомпаниями. И каковы могут оказаться последствия нынешнего финансового кризиса. Время собирать активы авиаперевозчиков самое подходящее.

Фактически консолидация активов уже началась: появился холдинг `Авиалинии России`. Ожидается концентрация воздушных судов, принадлежащих отдельным `кризисным` перевозчикам, и под управлением `Аэрофлота`. Инициатива ФСФР позволяет ускорить этот процесс.

В конце сентября регулятор подготовил документ, согласно которому компании могут оплачивать долг акциями и выпускать облигации на сумму выше уставного капитала. Акции авиаперевозчиков могут быть интересны как государству для дальнейшего формирования `Авиалиний России`, так и крупным авиакомпаниям.

При этом последним необязательно создавать вертикально-интегрированные структуры. Достаточно составить пул компаний. Это повысит шансы расширить доступ к заемным ресурсам и создаст предпосылки для снижения расходов. Как показывает практика зарубежных перевозчиков, легче всего сократить их за счет оптимизации сети продаж с переходом на электронные авиабилеты.

Мелкие игроки не смогут воспользоваться выгодой от этого, потому что им трудно договориться о развитии сетей в складчину. Трудно поверить, но при эффективной организации таких продаж операционные расходы авиакомпаний могут снизиться на 8-10%.

Еще один способ экономии - координация программ модернизации флота. Во-первых, современные самолеты меньше потребляют топлива, чем старые. Во-вторых, можно маневрировать разными типами судов на разных направлениях. Если, конечно, авиаперевозчики способны договориться между собой о нишах на рынке.

Вместе с тем в РФ не хотят чрезмерной консолидации воздушного флота. Для сохранения конкуренции на рынке предполагается оказать поддержку всем лицензированным авиакомпаниям, которые в ней нуждаются. Об этом говорилось на ноябрьском совещании в Минтрансе РФ с участием представителей трех банков (ВТБ, Газпромбанк и Сбербанк).

В министерстве призвали банки к сотрудничеству. Правда, формы его пока слишком расплывчаты. А банки не могут действовать, если нет четких госгарантий возврата средств.

Ранее сообщалось, что в Правительстве РФ одобрили предоставление в 2008 году госбанками на льготных условиях 30 млрд руб. кредитов для отечественных авиаперевозчиков. Без весомой государственной поддержки развитие в кредит и за счет выхода на рынок публичных заимствований становится, мягко говоря, проблематичным.

В летной деятельности неминуемо накопление долгов. Этот процесс можно растянуть с помощью госрегулирования, пока не оживут финансовые рынки.

Но хватит ли на всех денег? А против выборочной помощи выступили в ФАС: составление любых списков на очередь означает, по сути, преференции отдельными авиаперевозчикам. В Минтрансе РФ на это не пойдут. В таком случае куда пойдет процесс? Вопрос риторический. Перелистайте еще раз архивные отраслевые документы.



Мнения специалистов



Сергей Чемезов,

генеральный директор госкорпорации `Ростехнологии`:

- В конце октября ГК `Ростехнологии` и правительством Москвы учрежден новый национальный авиаперевозчик - компания `Авиалинии России` (рабочее название).

Основой для его деятельности станут сети и парк авиакомпаний `Атлант-Союз`, AiRUnion, ГТК `Россия`, `Кавминводыавиа`, `Оренбургские авиалинии`, `Саратовские авиалинии` и `Владивосток Авиа`. В холдинге интегрируются преимущественно госактивы, чтобы в 2012 году выйти на объем пассажирских перевозок около 20 млн человек в год. Созданием нового оператора государство дает адекватный ответ на угрозы и вызовы, которые связаны, в первую очередь, с убыточностью авиаперевозок. Приход на рынок нового оператора национального масштаба позволит реализовать в отрасли конкурентные начала и придать конкуренции более цивилизованную форму.



Сергей Ильичев,

председатель Транспортной клиринговой палаты:

- На расширенном заседании Наблюдательного совета авиапредприятий по взаиморасчетам при Транспортной клиринговой палате (ТКП) обсуждались меры по обеспечению стабильной деятельности системы взаиморасчетов на воздушном транспорте. Предполагается пересмотреть порядок работы агентств с корпоративными клиентами. Нередко корпорации получают авиабилеты в долг, при этом не в срок или вовсе не переводят средства за полученные услуги. Тем самым они ставят агентства на грань выживания.

Хорошо бы расширить круг банков, в которые рекомендовано переводить счета. Сейчас это в основном госбанки. После доработки документы могут быть приняты до 20 декабря 2008 года.



Геннадий Курзенков,

руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация):

- Анализ статистики авиапроисшествий свидетельствует о нестабильности в обеспечении безопасности полетов в гражданской авиации. После авиакатастрофы самолета `Боинг-737` в Перми Росавиацией совместно с Ространснадзором была проведена проверка организации летной работы в авиакомпании `Аэрофлот-Норд`. По ее результатам было установлено, что в компании отсутствует должное взаимодействие экипажей, а также выявлены недостатки всей системы подготовки к полетам и установлены факты несоблюдения пилотами технологии работы.



Евгений Чибирев,

руководитель Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта:

- Еще в июле 2008 года темпы роста авиаперевозок в гражданской авиации РФ были самыми высокими за последние 9 лет. Однако сегодня ситуация совершенно иная. Если за

9 месяцев текущего года динамика развития еще сохранялась (+14%), то уже в сентябре рост перевозок значительно замедлился (+3%). Уже очевидно: ситуация изменилась в принципе.



Дмитрий Шамраев,

представитель Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) по России и СНГ:

- Пять из шести российских авиакомпаний - членов IATA уже успешно прошли аудит качества по программе IOSA. Однако ситуация тревожная. Кризис в гражданской авиации обусловлен общемировым спадом авиаперевозок во всех сегментах рынка.



Другие материалы рубрики
ТЕМА НОМЕРА
Мотивированные граждане - главный капиталл страны
23.05.23Обманчивое единодушие или коллективное безмолвие
В этом номере мы рассказываем о людях, которые, не имея широкой публичной известности, занимаются важнейшей для Петербурга и страны общественной деятельностью. Одни пытаются сохранить культурное наследие, другие — отстоять комфортные условия жизни в строящемся микрорайоне. Третьи бескорыстно помогают участникам СВО. Четвертые предлагают более эффективные механизмы взаимодействия власти и бизнеса.
В интересах страны = в интересах общества
14.06.22Что делать
«Мы живём в тревожное время, когда будущее туманно, а в головах хаос и неразбериха. Самим названием романа Чернышевский поставил сакральный для нашей страны вопрос, найти ответ на который пыталось не одно поколение соотечественников. Со времени написания романа слишком многое поменялось, многое выглядит наивно, неправдоподобно. Слишком много крови было пролито в прошлом веке в поисках ответа на этот вопрос. Ответ не найден. Сегодняшние социальные и политические контексты провоцируют общество на новые поиски. Возможно, ответ на этот вопрос находится внутри человека. И в отличии от утопических надежд героев романа на справедливое переустройство общества, сегодня главным кажется путешествие в свой собственный внутренний мир, в свое одиночество».
Постправда: люди счастливы, Россия процветает
26.07.21В чем причина коммунальных проблем Петербурга?
Проблемы ЖКХ в Петербурге подчас напоминают тяжелое инфекционное заболевание, с которым город борется заговорами и ритуальными танцами. Что мешает перейти к нормальному лечению?
28.02.19Многоликое рейдерство и декоративное омбудсменство
«Добросовестный бизнес не должен постоянно ходить под статьей, постоянно чувствовать риск уголовного или даже административного наказания», — еще до этих слов Владимира Путина в послании Федеральному Собранию мы начали готовить выпуск «Экономики и времени», тема которого давно находится на острие общественного внимания. Мы собрали истории нескольких российских предпринимателей, прямо или косвенно пострадавших от действий институтов власти, которые должны защищать бизнес. Погружаясь в эти события, начинаешь задумываться, а есть ли вообще в России честное следствие, справедливый суд и реальная, а не декларируемая поддержка предпринимателей? «Чтобы добиться тех масштабных целей, которые стоят перед страной, нужно избавляться от всего, что ограничивает свободу и инициативу предпринимательства», — говорит президент, и хочется думать, что к этому прислушаются и федеральные чиновники, и ответственные на местах.
Импортозамещение
18.05.15Импортозамещение: экономика, политика, идеология
Приступая к разработке и осуществлению стратегии импортозамещения, власти, бизнес и институты гражданского общества должны напрочь отрешиться от шапкозакидательских, легковесных настроений по поводу быстрого и малозатратного ухода от импортной зависимости
Спортплощадка для КУГИ
18.06.12„Спартак“ начинает выигрывать
Ценности бизнеса
14.05.12Конкуренты из «ближнего» зарубежья наступают на Россию…
В марте-апреле
2012 года многие
международные исследовательские структуры,
анализируя вопросы деловой активности и инвестиционного климата в бывшем СССР, пришли, можно
сказать, к одинаковому выводу. А именно: в сравнении с большинством других постсоветских стран деловая активность и инвестклимат в России если и улучшаются, то весьма медленно. Это может привести к ситуации, когда «ближнее окружение» России будет инвестиционно более
привлекательным
не только для зарубежных, но и для российских
инвесторов
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru