В следующем году замедление темпов автолизинга ожидается в результате введения норм федерального закона N158, согласно которому будут отменены коэффициент ускоренной амортизации для легковых машин и понижающий коэффициент для определенного класса автомобилей.
По данным исследования ассоциации `Рослизинг`, в 2007-м темп роста объемов автолизинга был ниже, чем средний темп по отрасли. Снизилась до 26% доля финансовой аренды в `портфелях` компаний. Эксперты связали это с мировым финансовым кризисом, который привел к удорожанию банковских кредитов.
А именно они - основной источник финансирования для лизингодателей. Борясь с издержками, ряд компаний сократили свою сеть, что также отразилось на результатах работы. Структура `портфелей` почти не изменилась: ведущие позиции заняли легковой и грузовой транспорт (25,6% и 24,7%).
В исследовании отмечено уменьшение спроса на автобусы, при росте продаж тягачей, прицепов и полуприцепов, правда, не за счет их количества, а благодаря удорожанию этой техники.
Лизинговые компании Петербурга в прошлом году заключили договоров по лизингу автотранспорта всего на сумму 14,44 млрд руб., а компании, работающие на Северо-Западе, - на сумму 8,48 млрд руб. Лидером стала Ленинградская область (2,02 млрд руб.). В то же время в Вологодской области не совершено ни одной сделки.
В других субъектах региона объемы колебались от 200 до 700 тыс. руб. Северо-Запад, в частности Петербург, как отмечено в исследовании, сдает позиции в масштабе России. При этом в анализе, проведенном Северо-Западной лизинговой ассоциацией по итогам 2007-го, говорится, что доля автолизинга в `портфелях` участников выросла, по сравнению с предыдущим годом, с 35,98% до 41%.
В лидерах, в отличие от РФ, не легковой, а грузовой транспорт. Доля же пассажирского транспорта, в том числе и автобусов, уменьшилась в 1,5 раза. Другими словами, региону надо прибавить оборотов.
Уже в 2007-м свыше 60% лизинговых компаний Северо-Запада почувствовали на себе влияние финансового кризиса. Компании подняли ставки на 1-1,5%. В 2008-м эксперты прогнозируют падение объемов лизинга в целом, в том числе и в сегменте автотранспорта. Но это связано не только с кризисом.
Так, финансовый директор Петербургской лизинговой компании Марина Воробъева сообщила, что снижение объемов по легковым машинам произошло в результате насыщения рынка. Долгое время существовал перекос в `портфелях` в сторону автотранспорта, что и привело к снижению спроса, отметила она.
Примечательно, что спрос, особенно на иномарки, в РФ остается высоким. Об этом говорят очереди в автосалонах. Например, за первое полугодие 2008-го в РФ продано машин больше, чем в Германии. Другое дело, что доля лизинга в этих продажах совсем мизерная, примерно, на уровне одного процента.
Введение со следующего года поправок в Налоговый кодекс РФ, как следствие принятого летом этого года ФЗ-158, по прогнозам, приведет к снижению объемов лизинга автотранспорта. С 2009-го, согласно этим поправкам, не будет применяться к основной норме амортизации специальный коэффициент в отношении легковых машин, относимых к третьей специальной амортизационной группе. То есть будет утрачено одно из основных преимуществ лизинга - коэффициент
ускоренной амортизации.
Для увеличения налоговой нагрузки, как отмечают специалисты, время выбрано не очень удачно, учитывая негатив, который создает финансовый кризис.
Эксперты говорят о смещении в этом случае акцентов в сторону оперативного лизинга. Сегодня подобные сделки не очень популярны. Например, на Северо-Западе в прошлом году, по данным Северо-Западной лизинговой ассоциации, их доля в совокупном объеме составила всего 0,06%.
При оперативном лизинге нет коэффициента ускоренной амортизации, поскольку эти операции не отнесены по действующему закону к финансовой аренде. Однако компании их проводят, используя право на предоставление аренды имущества.
В большинстве случаев оперативный лизинг сопровождается широким набором услуг, что позволяет
освободить получателя от непрофильных функций. С введением норм ФЗ-158 финансовую аренду и оперативный лизинг практически уравняют.
Только цифры
14,44 млрд руб. - объем договоров по лизингу автотранспорта, заключенных в 2007 году в Петербурге
8,48 млрд руб. - объем сделок по лизингу автотранспорта в СЗФО в 2007 году
|