Корпоративным обучением сотрудников занимаются почти все предприятия, независимо от того, есть или нет его стандарты, определены ли программы и составляется ли бюджет. Ведь в любом случае компании сталкиваются с необходимостью обучать новичков особенностям рабочего места, нормам, принятым в них, или повышать квалификацию специалистов для получения ими необходимых допусков и сертификатов.
Такой тип учебы строится как с привлечением внеш-них обучающих организаций, так и с использованием внутренних ресурсов. Каковы же плюсы и минусы внутреннего обучения?
К плюсам я бы отнесла, во-первых, более быструю адаптацию сотрудников (особенно руководителей и специалистов). Ведь на каждом предприятии свои регламенты, стандарты, нормативная техническая и технологическая документация, которые новичок обязательно должен освоить. Если это происходит в рамках системы корпоративного обучения, то специалист быстрее получит необходимые знания и, соответственно, скорее сможет применить свой опыт на новом для себя предприятии.
Во-вторых, наличие системы обучения рабочих, к примеру, значительно расширяет возможности в поиске персонала (принимают и людей без профессии, в качестве учеников), экономит средства (обучение в своем учебном комбинате снижает стоимость), формирует единый образовательный уровень (через включение в программы дополнительных предметов) и в случае необходимости позволяет проводить повышение их квалификации.
Что касается учебы специалистов, то это в ряде случае помогает экономить деньги и дает им более конкретную и полезную для работы информацию. Если, к примеру, необходимо провести обучение мастеров основного производства (группа - до 25 человек, тема - `производственный менеджмент`), то можно заказать семинар у сторонней организации или организовать его своими силами.
В первом случае это будет стоить достаточно дорого, а знания дадут лишь в общем виде, без учета специфики. Во втором - обучение будет более дешевым и целена-правленным, так как в состав преподавателей войдут ведущие специалисты предприятия. Ведь такая тема, как оперативно-календарное планирование, в любом случае будет намного конкретнее освещена сотрудниками планово-производственного отдела, чем преподавателем со стороны. К тому же через внутреннее обучение удобно доводить до персонала новые правила. У нас, к примеру, при разработке нового стандарта сначала происходит обучение, и только потом вводится он сам.
Но у внутреннего корпоративного обучения есть и минусы. Во-первых, нельзя ограничиваться только им, так как без притока извне возможно устаревание знаний. Во-вторых, есть вероятность возникновения менее серьезного отношения персонала к посещению таких занятий: кое-кто постарается найти причины для отсутствия, ссылаясь на наличие более важных дел. А в-третьих, это создает дополнительную нагрузку на сотрудников, выступающих в роли преподавателей, связанную с подготовкой учебных программ, занятий.
В любом случае грамотный баланс между внешним и внутренним обучением необходим.
Визитная карточка
Елена Южакова работает в ОАО `Севкабель` с 1995 года. В период с 1995-го по 2001 год она возглавляла отдел труда и заработной платы предприятия, а затем заняла должность директора по персоналу. В ее функции входят все вопросы, связанные с управлением персоналом, включая обучение
|