Система корпоративного обучения в России трехуровневая. На первом находятся общероссийские и региональные лидеры высшего и дополнительного образования. Второй занимают специализированные консалтинговые центры, центры профессионального образования и т. д. На третьем располагаются корпоративные университеты и учебные центры, организованные предприятиями.
По данным II ежегодного бенчмаркинга Trainings INDEX, проводимого компанией `Амплуа-Брокер`, российский рынок корпоративного обучения и развития растет на 15% в год. По мнению экспертов, совокупный объем всех выделяемых компаниями бюджетов на обучение в 2008 году составил 28,8 млрд рублей.
По приблизительным оценкам, в настоящее время в России число корпоративных университетов близится к 100. `Фирменные` учебные заведения такого уровня имеют `Северсталь`, `Норникель`, `Росгосстрах`, `Билайн`, `Евросеть`, `Атлант-М` и многие другие крупные предприятия из самых разных областей бизнеса. Вместе с тем наша страна и в этом отношении заметно отстает от передовых государств: в США, к примеру, насчитывают более 2,5 тыс. корпоративных университетов.
В России максимальное участие персонала в обучении зафиксировано в компаниях сферы FMCG, а наименьшее - в финансовых и страховых компаниях, а также в банках. По статистике, в среднем 7 из 10 линейных менеджеров и 6 из 10 топ-менеджеров (и специалистов) участвуют хотя бы в одном тренинге или семинаре в год.
На закупку услуг по обучению и развитию российские компании тратят в среднем 36,2% своего бюджета на обучение. На рядового сотрудника в год при этом приходится 14,5 тыс. рублей, а учеба топ-менеджера обходится в 260 тыс. рублей.
На Западе в экономических показателях эффективность корпоративного обучения оценивают около 15% компаний (они его регулярно проводят). Афишируют такие данные единицы. Каждый сотрудник Motorola, к примеру (всего их 139 тыс.), должен учиться не менее 40 часов в год (включая собственную программу MBA). В Motorola подсчитали, что доллар, вложенный в образование, приносит $33 прибыли.
|