В целях укрепления позиций России на Европейской Арктике и развития транспортной системы российского Севера, уже подготовлен для передачи в Госдуму РФ проект Федерального закона `О Северном морском пути`.
По данным администрации Ненецкого автономного округа, документ предполагает централизованное государственное управление этой транспортной системой, ледокольное обслуживание и предоставление регламентируемого доступа заинтересованным перевозчикам, в том числе иностранным.
Согласно законопроекту, невоенные российские и иностранные суда могут осуществлять проход по трассам СМП на основе подачи уведомления и заявки в администрацию региона, примыкающего к этой артерии, и ее подтверждения о возможности проводки. Иностранные военные корабли, а также суда, находящиеся на правительственной службе, допускаются на трассы СМП только по спецразрешению.
В последнее время мирохозяйственный интерес к СМП растет по нескольким взаимосвязанным причинам. Во-первых, это перспективы освоения крупных углеводородных и металлургических ресурсов Арктического региона. Во-вторых, ввиду глобального потепления повышается рентабельность евроазиатских перевозок, как и перевозок приарктических территорий США и Канады с Европой, по трассе Севморпути. А
в-третьих - это заинтересованность РФ в привлечении новых транзитных грузов.
В то же самое время в Скандинавии, и особенно в Северной Америке, продолжают предлагать `интернационализацию` или `транснационализацию` Севморпути, чтобы прямо или косвенно отстранить Россию от эксплуатационной и тарифной политики в отношении упомянутой артерии и таким образом контролировать работу столь важной трассы. Отсюда, собственно, и требования `открытых границ` в Арктике или ее раздела таким образом, чтобы, если не весь Севморпуть, то некоторые его участки оказались вне российских границ.
Досье
В ходе международной конференции `Транспорт на дальние расстояния` в Москве в 1982 году делегации США и Канады прогнозировали трансформацию Севморпути в одну из главных мирохозяйственных артерий, отмечая заинтересованность Северной Америки в ее постоянном использовании. Тогда же они выступили за привлечение североамериканских капиталовложений в модернизацию этой артерии и обслуживающих ее портов.
Советская делегация изложила основные аспекты долгосрочного развития Севморпути и примыкающих к нему железных дорог. Среди них был упомянут и `Заполярный Транссиб`.
Первая крупная евроазиатская перевозка по Севморпути состоялась в 1940 году: транспортировка германских грузов из Северной Норвегии в Японию.
|