Какова связь между профессиями и образовательными стандартами? Выражаясь языком математики, отношение здесь `многие ко многим`... не однозначное
Нелогично
Если есть профессия сапожника, значит, существует и процесс его обучения. Конечно, для сугубо прикладных специальностей с относительно простым объемом знаний такую связь до какой-то поры проводить можно.
Но если говорить о высшем профессиональном образовании, решающем сложные образовательные задачи, использующем современные образовательные технологии, это не совсем так. Например, разработанные профессиональные стандарты для области IT охватывают только 9 основных профессий, хотя есть и другие, не менее важные, а их число постоянно растет. Следуя чиновничьей логике, система образования должна была бы иметь соответствующие им направления подготовки. На самом деле это не так. Мастер на все руки
Не секрет, что с третьего курса большинство студентов сферы IT, к примеру, уже работают по профилю. За оставшиеся годы учебы некоторые из них, меняя компании, проходят по всему спектру профессий. Причем речь идет о работе на приличном уровне. Почему так происходит?
Дело в том, что существует общая модель подготовки бакалавров информационных технологий различного профиля. Она разработана в результате глубоких исследований и обобщения мирового опыта образования. Ее суть состоит в том, что знания базовой профессиональной подготовки бакалавров различных профилей подведены под общий знаменатель, и считается, что такой специалист должен быть компетентен примерно в 40 базовых технологиях. Поэтому выпускник хорошего университета - все равно что современный танк, способный решать не только свои главные задачи, но и множество других, в зависимости от конкретной обстановки.
Неравный брак
В мировой системе образования сложилась мощная методологическая система бакалаврской подготовки, сформировались ее базовые направления, для которых разработаны международные рекомендации и требования по образовательному процессу. И прямого соответствия между профессиями и направлениями подготовки (специальностями) в системе высшего образования нет.
Профессий может быть сотни, однако система образования во многом оптимизирует процесс воспроизводства кадров как с учетом потребностей экономики, так и с учетом других важных критериев. Таких как профессиональная мобильность, социальная защищенность, интересы бюджетного сектора, подготовка преподавательских кадров, и т. д.
Знак равенства между профессиональными стандартами и образовательными ставить нельзя. В действительности настоящее образование должно быть куда шире, глубже и разнообразнее, чем те требования, которые предъявляют к выпускникам работодатели, и мало напоминать штамп...
|