На протяжении многих последних лет бизнес и система профессионального образования упрекали друг друга в нежелании учитывать чужие интересы. Общего понимания того, как нужно готовить будущих специалистов, не было. Сейчас отступать уже некуда, и стороны начали сотрудничать, совместными усилиями разрабатывая общие правила игры
Почувствуйте разницу
Многие уверены: советское (особенно техническое) профессиональное образование было одним из лучших в мире.
Во многом это объяснялось наличием совершенно четких критериев обучения: `Типовые учебные планы` действовали повсеместно и неукоснительно исполнялись. В 1993 году вместо них ввели `Государственные образовательные стандарты`, которые, постепенно изменяясь, действуют до сих пор.
Что это такое и чем, собственно, они отличаются от профессиональных? Образовательные стандарты - это своеобразная гарантия минимального качества профобразования. Их основная цель - создать единое пространство обучения. Чему учить? Какими знаниями и навыками должен обладать студент? Какой объем информации и по каким направлениям ему нужно дать? Что он должен сделать, чтобы пройти итоговую аттестацию?
Именно на эти вопросы и отвечают государственные образовательные стандарты. С ныне действующими можно ознакомиться на сайте www.informika.ru по более чем 530 специальностям, а также 240 направлениям бакалавриата и магистратуры.
Профессиональный стандарт - нормативный документ, в котором сформулированы требования к квалификации, знаниям и умениям работника каждой категории. Поскольку ранее действовавшие квалификационные справочники устарели и не отражают реальных запросов экономики и производства (в них попросту нет ряда реально существующих профессий), такие стандарты крайне нужны.
Их принципиальное отличие от образовательных в том, что они оценивают выпускника с точки зрения его компетенции. Работодателя больше интересует то, что молодой специалист действительно умеет делать, чем то, чему его учили...
Вот тут-то и зарыта `собака` разногласий между обучением и бизнесом. Вузы готовят студентов по правилам, `играть` по которым бизнес уже не может и потому требует изменений. Сделать это непросто: пока государственная доля требований в стандартах образования велика и составляет примерно 70% их содержания. Оставшиеся 30% даны на откуп вузам, которые по своему усмотрению дополняют программы, исходя из своих интересов (15%) и предпочтений студентов (15%). А поскольку потребности экономики в эту систему вроде как и не вписываются, ими до недавнего времени пренебрегали.
Настал момент такой
Система госстандартов в образовании действует уже 15 лет и, с учетом изменений в экономике страны, явно устарела. Причем с этим никто не спорит. Поэтому уже с 2009 года Россия должна перейти на образовательные нормы третьего поколения, разрабатываемые с учетом реального положения дел.
Их главное отличие - предоставление большей свободы вузам, студентам и работодателям в формировании программы обучения по каждой специальности.
Новые стандарты дают вузам право самостоятельно формировать образовательную программу не менее чем на 50%. Причем треть из дисциплин - по выбору студента: еще в приемной комиссии абитуриента будут знакомить со всем курсом обучения в целом и пояснять, почему он должен изучать тот или иной предмет в определенном объеме. Все стороны процесса обучения должны представлять, какого уровня квалификации специалист получится на выходе из университета. Место `знаниевого` подхода в программах займет `компетентностный`: главным принципом будет не сколько часов по той или иной дисциплине студент `прослушал` (так зачастую бывает в прямом смысле этого слова), а какие навыки получил и как станет использовать их в работе.
В результате число образовательных стандартов сократят, а вот специализированных программ обучения, скорее всего, станет больше.
Играем роль
Новые стандарты образования готовят по другому принципу - с обязательным участием работодателей. Это своего рода консенсус между теми, кто `потребляет` кадры, и теми, кто их готовит.
Причем ответственность бизнеса будет зафиксирована: на последней странице утвержденных `Государственных образовательных стандартов` все, кто принимал участие в их разработке, поставят свои подписи. И уже нельзя будет в очередной раз сказать, что `не тому учите`...
Мнения специалистов
Владимир Васильев,
председатель Совета ректоров Петербурга:
- В последние 4 года вузы и работодатели стали сотрудничать активнее, а ведь до 2004-го дело дальше взаимных обвинений не шло. Но понимание важности диалога привело к тому, что мы создали совместно с петербургским отделением РСПП рабочую группу, которая и занялась реальными делами. В результате по целому ряду направлений профессиональные стандарты разработаны и утверждены, а работодатели приняли участие и в аккредитации образовательных программ. Но надо понимать, что основная идея уровневой системы подготовки как раз и состоит в отсутствии законченной образовательной траектории: обучение должно сопровождать специалиста всю его жизнь. С получением диплома образовательный процесс все равно не завершится...
Станислав Куликов,
генеральный директор специализированной рекрутинговой компании `ПетроСтимул`:
- Надо учитывать, что работодатели, как правило, - практики, а в учебных заведениях в большинстве случаев трудятся теоретики. Чем они должны заниматься в процессе адаптации учебных программ, чтобы выпускники учебных заведений пользовались спросом на рынке труда? Они обязаны подстраивать курс обучения под реалии сегодняшнего дня. Под то, что нужно практикам-работодателям. Что касается сертификации выпускников вузов, то, на мой взгляд, диплом о высшем образовании - это и есть сертификат профессиональной пригодности. И в последующие, по крайней мере, 5 лет дополнительных подтверждений присвоенной квалификации не нужно.
Ольга Гурьева,
начальник отдела развития и планирования учебного процесса ИППКРР СПбАУЭ, директор программы МВА:
- Современные образовательные стандарты в программах переподготовки и повышения квалификации (в частности - МВА), предназначенных для руководителей и собственников предприятий, основаны на компетентностном подходе. На конкретных образовательных результатах, знаниях и навыках (компетенциях), которые должен иметь руководитель, чтобы эффективно управлять организацией и ее развитием. Новые государственные требования по программе МВА предполагают большую, чем раньше, свободу бизнес-школ в формировании учебного плана. В случае корпоративного обучения программу легче кастомизировать, т. е. более точно сформулировать результаты, обусловленные теми профессиональными стандартами, которые существуют на предприятии заказчика. В таких программах интересы работодателя учтены полностью, а осуществление таких программ помогает бизнес-школам накапливать опыт для постоянного улучшения качества и актуализации программ, направленных на более широкую аудиторию.
Олег Ипатов,
ректор БГТУ (`Военмех`) им. Д. Ф. Устинова:
- Сейчас важно не только разработать и принять новые современные образовательные стандарты, но и наладить тесное взаимодействие учебных заведений с заказчиками кадров, профильными предприятиями. Мы поставили цель, чтобы у каждой технической кафедры университета была опора на конкретную компанию, для которой мы и намерены готовить специалистов. В рамках сотрудничества с бизнесом есть желание организовать и совместные с работодателями базовые кафедры: это выгодно и учебным заведениям, и предприятиям.
|