Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Правила игры станут едиными - ЭиВ N 39 (723)
КАРЬЕРА И ОБРАЗОВАНИЕ - спец. приложение
Правила игры станут едиными
No. 39 (723) 20.10.2008
Владимир Сергачев
На протяжении многих последних лет бизнес и система профессионального образования упрекали друг друга в нежелании учитывать чужие интересы. Общего понимания того, как нужно готовить будущих специалистов, не было. Сейчас отступать уже некуда, и стороны начали сотрудничать, совместными усилиями разрабатывая общие правила игры



Почувствуйте разницу



Многие уверены: советское (особенно техническое) профессиональное образование было одним из лучших в мире.

Во многом это объяснялось наличием совершенно четких критериев обучения: `Типовые учебные планы` действовали повсеместно и неукоснительно исполнялись. В 1993 году вместо них ввели `Государственные образовательные стандарты`, которые, постепенно изменяясь, действуют до сих пор.

Что это такое и чем, собственно, они отличаются от профессиональных? Образовательные стандарты - это своеобразная гарантия минимального качества профобразования. Их основная цель - создать единое пространство обучения. Чему учить? Какими знаниями и навыками должен обладать студент? Какой объем информации и по каким направлениям ему нужно дать? Что он должен сделать, чтобы пройти итоговую аттестацию?

Именно на эти вопросы и отвечают государственные образовательные стандарты. С ныне действующими можно ознакомиться на сайте www.informika.ru по более чем 530 специальностям, а также 240 направлениям бакалавриата и магистратуры.

Профессиональный стандарт - нормативный документ, в котором сформулированы требования к квалификации, знаниям и умениям работника каждой категории. Поскольку ранее действовавшие квалификационные справочники устарели и не отражают реальных запросов экономики и производства (в них попросту нет ряда реально существующих профессий), такие стандарты крайне нужны.

Их принципиальное отличие от образовательных в том, что они оценивают выпускника с точки зрения его компетенции. Работодателя больше интересует то, что молодой специалист действительно умеет делать, чем то, чему его учили...

Вот тут-то и зарыта `собака` разногласий между обучением и бизнесом. Вузы готовят студентов по правилам, `играть` по которым бизнес уже не может и потому требует изменений. Сделать это непросто: пока государственная доля требований в стандартах образования велика и составляет примерно 70% их содержания. Оставшиеся 30% даны на откуп вузам, которые по своему усмотрению дополняют программы, исходя из своих интересов (15%) и предпочтений студентов (15%). А поскольку потребности экономики в эту систему вроде как и не вписываются, ими до недавнего времени пренебрегали.



Настал момент такой



Система госстандартов в образовании действует уже 15 лет и, с учетом изменений в экономике страны, явно устарела. Причем с этим никто не спорит. Поэтому уже с 2009 года Россия должна перейти на образовательные нормы третьего поколения, разрабатываемые с учетом реального положения дел.

Их главное отличие - предоставление большей свободы вузам, студентам и работодателям в формировании программы обучения по каждой специальности.

Новые стандарты дают вузам право самостоятельно формировать образовательную программу не менее чем на 50%. Причем треть из дисциплин - по выбору студента: еще в приемной комиссии абитуриента будут знакомить со всем курсом обучения в целом и пояснять, почему он должен изучать тот или иной предмет в определенном объеме. Все стороны процесса обучения должны представлять, какого уровня квалификации специалист получится на выходе из университета. Место `знаниевого` подхода в программах займет `компетентностный`: главным принципом будет не сколько часов по той или иной дисциплине студент `прослушал` (так зачастую бывает в прямом смысле этого слова), а какие навыки получил и как станет использовать их в работе.

В результате число образовательных стандартов сократят, а вот специализированных программ обучения, скорее всего, станет больше.



Играем роль



Новые стандарты образования готовят по другому принципу - с обязательным участием работодателей. Это своего рода консенсус между теми, кто `потребляет` кадры, и теми, кто их готовит.

Причем ответственность бизнеса будет зафиксирована: на последней странице утвержденных `Государственных образовательных стандартов` все, кто принимал участие в их разработке, поставят свои подписи. И уже нельзя будет в очередной раз сказать, что `не тому учите`...



Мнения специалистов



Владимир Васильев,

председатель Совета ректоров Петербурга:

- В последние 4 года вузы и работодатели стали сотрудничать активнее, а ведь до 2004-го дело дальше взаимных обвинений не шло. Но понимание важности диалога привело к тому, что мы создали совместно с петербургским отделением РСПП рабочую группу, которая и занялась реальными делами. В результате по целому ряду направлений профессиональные стандарты разработаны и утверждены, а работодатели приняли участие и в аккредитации образовательных программ. Но надо понимать, что основная идея уровневой системы подготовки как раз и состоит в отсутствии законченной образовательной траектории: обучение должно сопровождать специалиста всю его жизнь. С получением диплома образовательный процесс все равно не завершится...



Станислав Куликов,

генеральный директор специализированной рекрутинговой компании `ПетроСтимул`:

- Надо учитывать, что работодатели, как правило, - практики, а в учебных заведениях в большинстве случаев трудятся теоретики. Чем они должны заниматься в процессе адаптации учебных программ, чтобы выпускники учебных заведений пользовались спросом на рынке труда? Они обязаны подстраивать курс обучения под реалии сегодняшнего дня. Под то, что нужно практикам-работодателям. Что касается сертификации выпускников вузов, то, на мой взгляд, диплом о высшем образовании - это и есть сертификат профессиональной пригодности. И в последующие, по крайней мере, 5 лет дополнительных подтверждений присвоенной квалификации не нужно.



Ольга Гурьева,

начальник отдела развития и планирования учебного процесса ИППКРР СПбАУЭ, директор программы МВА:

- Современные образовательные стандарты в программах переподготовки и повышения квалификации (в частности - МВА), предназначенных для руководителей и собственников предприятий, основаны на компетентностном подходе. На конкретных образовательных результатах, знаниях и навыках (компетенциях), которые должен иметь руководитель, чтобы эффективно управлять организацией и ее развитием. Новые государственные требования по программе МВА предполагают большую, чем раньше, свободу бизнес-школ в формировании учебного плана. В случае корпоративного обучения программу легче кастомизировать, т. е. более точно сформулировать результаты, обусловленные теми профессиональными стандартами, которые существуют на предприятии заказчика. В таких программах интересы работодателя учтены полностью, а осуществление таких программ помогает бизнес-школам накапливать опыт для постоянного улучшения качества и актуализации программ, направленных на более широкую аудиторию.



Олег Ипатов,

ректор БГТУ (`Военмех`) им. Д. Ф. Устинова:

- Сейчас важно не только разработать и принять новые современные образовательные стандарты, но и наладить тесное взаимодействие учебных заведений с заказчиками кадров, профильными предприятиями. Мы поставили цель, чтобы у каждой технической кафедры университета была опора на конкретную компанию, для которой мы и намерены готовить специалистов. В рамках сотрудничества с бизнесом есть желание организовать и совместные с работодателями базовые кафедры: это выгодно и учебным заведениям, и предприятиям.



Другие материалы рубрики
КАРЬЕРА И ОБРАЗОВАНИЕ - спец. приложение
15.12.08Время делает деньги
Как научиться правильно планировать собственный рабочий день
15.12.08Все познается в сравнении
15.12.08Кризис вносит коррективы
15.12.08Тревожное ожидание перемен
Ситуация на рынке труда Республики Коми пока не очень отличается от прошлогодней
15.12.08Коротко
15.12.08Безработица бежит впереди паровоза
15.12.08Новости регионов
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru