Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Проблемы с персоналом создают технологии - ЭиВ N 39 (723)
КАРЬЕРА И ОБРАЗОВАНИЕ - спец. приложение
Проблемы с персоналом создают технологии
No. 39 (723) 20.10.2008
Семен Полоцкий
Машиностроение - это свыше 20 отраслей и подотраслей, занятых производством машин и механизмов. Становой хребет промышленности, проблемы которого автоматически проецируются на все производство. И в последнее время одной из основных стала нехватка квалифицированного персонала



Берем числом



Петербург остается одним из самых промышленных городов нашего государства. В структуре отгруженных товаров продукция машиностроительного комплекса в первой половине 2008 года заняла 2-е место после `пищевки` (28,6% и 32,2% соответственно), продемонстрировав великолепную динамику: за год она прибавила сразу 40,6%. В деньгах это тоже выглядит вполне убедительно - 16,2 млрд рублей.

Если внимательно посмотреть, за счет чего отрасль достигает таких показателей, становится не так радостно. Число занятых в машиностроении еще в 2004 году снизилось (по сравнению с 1990-м) почти в два раза.

Однако, по статистике Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) администрации города на Неве, численность персонала, работающего в секторе производства машин и оборудования, достигает 14,4% от общей в обрабатывающем сегменте промышленности, а `выдает на-гора` он только 8,4% его продукции. Сравнение элементарно: в `пищевке` заняты 14% сотрудников, но производит она 32,2% товаров. Вывод простой: эффективность труда в петербургском машиностроении вчетверо ниже, чем на предприятиях, изготавливающих продовольствие.

Ларчик открывается довольно легко: на заводах `пищевки`, большая часть из которых построена (или серьезно переоборудована) в последние годы, установлено современное высокопроизводительное оборудование. А в машиностроении до сих пор используют трофейные станки времен Великой Отечественной...



Кто не требуется?



В настоящее время в машиностроительном комплексе скорее можно ответить на этот вопрос. Практически все основные профессии в дефиците, начиная от ставших притчей во языцех токарях и фрезеровщиках (а скорее - операторах обрабатывающих центров и станков с ПУ) и завершая всеми категориями служащих.

Кроме квалифицированных рабочих, одной из наиболее дефицитных групп персонала являются специалисты, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, изучением и прогнозированием спроса на продукцию, продвижением ее на рынок. С нехваткой подобных работников сталкивается половина машиностроительных компаний. Почти на 45% предприятий ощущается дефицит специалистов по разработке и внедрению информационных технологий. В трети компаний неудовлетворен спрос на специалистов кадровых служб и нормировщиков, а на каждом четвертом заводе требуются экономисты и финансовые работники для работы в цехах и на производстве.



`Ноги` дефицита



Напоминать о том, что в лихие 1990-е с предприятий ушли тысячи специалистов с золотыми руками и светлыми головами, не стоит: об этом знают все. Живущие от зарплаты до зарплаты люди не смогли ждать возрождения отрасли. И сейчас, когда дела у нее пошли на лад, создавать машины, несмотря на достойную заработную плату, скоро станет некому...

Как считает Станислав Куликов, генеральный директор специализированной рекрутинговой компании `ПетроСтимул`, раньше подготовка кадров велась в подшефных предприятиям учебных заведениях, программы в которых были `заточены` под специфику конкретного производства. `Сейчас в большинстве случаев они влачат жалкое существование, а сама работа на производстве не является престижной и высокооплачиваемой, - полагает он. - К тому же не каждый рабочий или инженер с одного завода может полноценно работать на другом: переход требует серьезного переобучения под его специфику`.

Причин несколько. Уровень доходов машиностроителей неплох, но все же почти на треть ниже, чем в той же `пищевке` или на предприятиях автомобилестроения.

Оборудование обновляют, но идет этот процесс небыстро: хороший обрабатывающий центр `тянет` на миллион долларов и окупается нескоро. И сейчас, в условиях финансового кризиса, не исключено появление дополнительных `тормозов`.

Аналитики констатируют и падение престижа труда на производстве. Не модно это. Молодые люди в большинстве случаев на промышленные предприятия идти не хотят, правдами и неправдами стараясь устроиться где угодно, только не там...



Обратной дороги нет



По данным опроса руководителей машиностроительных предприятий, на большинстве из них (свыше 70%) потребность в рабочих и специалистах существует. Свыше двух третей заявили и о повышении спроса на профессионалов нового уровня подготовки.

В ближайшие 3 года в Петербурге ежегодно будут создавать до 35 тыс. новых рабочих мест, значительная часть из которых придется на сферу машиностроения. Решить проблему нехватки рабочих рук за счет привлечения специалистов извне удастся вряд ли. Дело стало за техникой и технологиями...



Мнения специалистов



Денис Горбатюк,

директор филиала компании Manpower в Петербурге:

- Машиностроение - одна из наиболее динамично развивающихся отраслей. Между компаниями разворачивается борьба за технических специалистов, в которой используют различные способы привлечения сотрудников (высокую зарплату, предоставление жилья, льготы и т. д.). Причины же дефицита кадров вызваны тем, что в постсоветский период была подорвана привлекательность инженерно-технических и рабочих специальностей, появилась проблема соответствия квалификации работников требованиям работодателя. Она не в количестве, а в качестве рабочей силы - специалистам элементарно не хватает знаний. Студенты же технических вузов и техникумов зачастую считают постыдным идти в рабочие, а затем повышать квалификацию и развиваться внутри предприятия. Путями изменения ситуации могут быть тесное взаимодействие предприятий с учебными заведениями (корректировка программ, производственная практика, стажировки), государственное регулирование образовательных стандартов с участием работодателей, создание предприятиями учебных центров и развитие социальных программ для сотрудников, занятых на должностях рабочих.



Вячеслав Максаров,

заведующий кафедрой технологии машиностроения ГОУ ВПО `Северо-Западный государственный заочный технический университет`:

- С нехваткой работников сталкивается половина машиностроительных компаний: в промышленности существует острый дефицит высококвалифицированных специалистов. В СЗТУ отработана программа подготовки по специальности `Технология, производственный менеджмент и маркетинг в машиностроении`, что позволяет по вечерней форме обучения обеспечить качество образования с использованием инновационных технологий преподавания и информационных технологий. В настоящее время изменилась и концепция обучения. Преобладающим направлением становится компьютерное проектирование технологий и производств, что позволяет заглянуть в будущее, помогает предприятиям усовершенствовать свою продукцию. Возможность безотрывного обучения по вечерней или заочной форме выгодна как работодателю, так и его работнику. С успехом используется в университете и практика целевой подготовки специалистов по направлениям предприятий. Такая форма подготовки позволяет решить проблему поиска перспективных кадров и обеспечить их закрепление на производстве. Кадровый мониторинг карьерного роста наших выпускников показал, что подавляющая часть из них - специалисты, владеющие инновационными технологиями: это позволяет им успешно решать задачи управления и организации производства.

Другие материалы рубрики
КАРЬЕРА И ОБРАЗОВАНИЕ - спец. приложение
15.12.08Время делает деньги
Как научиться правильно планировать собственный рабочий день
15.12.08Все познается в сравнении
15.12.08Кризис вносит коррективы
15.12.08Тревожное ожидание перемен
Ситуация на рынке труда Республики Коми пока не очень отличается от прошлогодней
15.12.08Коротко
15.12.08Безработица бежит впереди паровоза
15.12.08Новости регионов
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru