Обидно за Крым. Природа и история создали на полуострове, пожалуй, все для того, чтобы от желающих отдохнуть на его земле не было отбоя. Однако экономические и политические проблемы в последнее время создают ситуацию, при которой все больше граждан СНГ, и в особенности России, все реже делают выбор в пользу курортов Крыма.
Откровенно говоря, я немного волновался: добротно обставленная однокомнатная квартира в Евпатории за $20 в день недалеко от пляжа показалась мне подозрительно дешевым предложением - даже если учитывать, что снимал я ее без посредников и в конце августа - начале сентября.
Но опасения оказались напрасными: проведя маленькое маркетинговое исследование, я убедился, что хозяйка квартиры демпингом не занимается. И не от того, что постояльцев у нее в избытке, скорее наоборот - от их недостатка. Похоже, отчаявшись прилично заработать в разгар курортного сезона, владельцы жилья в частном секторе стали пытаться хоть как-то улучшить свое финансовое положение.
Прогнозы - дело тонкое
Курортный сезон для туриндустрии Крыма в этом году начинался с оптимистичных прогнозов руководства Автономной Республики Крым: число отдыхающих будет расти, качество сервиса - улучшаться. Действительно, старт курортного сезона был вполне удачным. По данным Министерства курортов и туризма АРК, с начала года до мая в здравницах полуострова отдохнуло на 20% больше людей, чем за аналогичный период 2007 г.
Но потом наступил спад: россиян, которые в летние месяцы традиционно `делают кассу` турбизнесу Крыма, приехало заметно меньше, чем обычно. Главная причина - несоответствие стоимости отдыха его качеству.
Отдых в Крыму стал в 2008-м дороже на 30%. Номер в частной гостинице стоил $50-70 в сутки, в здравницах хорошего уровня - до $80. К слову, в этом году в Крыму работало на 12 здравниц больше, чем в прошлом.
Снять более-менее приличную квартиру в курортном местечке можно было за $40-70 в сутки, хотя многие хозяева жилья рады были предложить его хоть за $20 - лишь бы не пустовало. Не стоит упрекать местных жителей в алчности - жизнь в Украине подорожала. Надо еще учесть и то, что сдача жилья летом внаем для многих крымчан - едва ли не единственная возможность относительно безбедно существовать в холодное время года.
Неприятные мелочи
Качество курортных услуг - еще одна болевая точка туриндустрии полуострова. Городской пляж Евпатории, который был задуман как одна из `визитных карточек` курорта, в разгар сезона явно тесноват, к тому же - платный (5 гривен за вход, 10 гривен - шезлонг, зонтик - 6 гривен.)
На пляже относительно чисто - за этим, как и за общественным порядком, следят, можно воспользоваться душем и туалетом, но кабинок для переодевания явно мало, в туалете нет света, взятый напрокат зонтик вполне может оказаться сломанным, а бутылка вина в летнем кафе - почти замороженной в холодильнике. Казалось бы, это мелочи, но впечатления от Евпатории они портят. Равно как и довольно дорогой и не всегда качественный общепит.
Любой, кто отдыхал в Крыму - в санатории или дикарем, наверняка может составить свой список таких неприятных `мелочей`.
Местные предприниматели утверждают, что на качестве сервиса негативно сказывается высокий уровень налогообложения малого и среднего бизнеса, что существенно тормозит его развитие, заставляет экономить. Налоги, которые платят `курортные` бизнесмены, почти в 10 раз выше тех, что отчисляют государству их коллеги в той же Турции.
Некоторые считают, что это - одна из мер экономико-политического давления властей в Киеве на Республику Крым, раздражающую их своей оппозиционностью и симпатиями к России.
Информационный фронт не удержали
Возможно, нынешний год стал для туриндустрии Крыма неким `моментом истины`: масса негативных впечатлений, копившихся у отдыхавших на полуострове в минувшие годы, стала критической, чему могли способствовать ускорение процессов обмена информацией в обществе, развитие интернет-технологий.
Наряду с этим сказались экономические проблемы Украины и так называемый черный пиар: в российских СМИ только и слышно, что в Крыму митинги, захваты земель крымскими татарами и мазутные пятна на море. Информационную войну за кошельки российских туристов Крым пока безнадежно проигрывает.
- Популяризации наших курортов мешает дефицит финансовых средств, - признал на встрече с крымскими журналистами Владимир Савельев, министр курортов и туризма Республики Крым. - На `раскрутку` курортов в нынешнем году было предусмотрено 2,5 млн гривен, но непосредственно на рекламу потрачено лишь 300 тыс. гривен, остальное ушло на финансирование участия в выставках и семинарах. Причем деньги эти были изысканы в основном в бюджете республики.
По словам В. Савельева, данные на конец августа свидетельствовали: в целом за 2008 год в Крым приехало на 2% меньше туристов, чем в 2007-м. Однако многие эксперты полагают, что эта цифра выше. До 70% отдыхавших в нынешнем году в Крыму - граждане Украины.
А россияне, пожелавшие отдохнуть относительно недорого и комфортно, видимо, предпочли курорты Краснодарского края и дальнего зарубежья. Но думается, что ни высокие цены, ни плохой сервис никогда не станут препятствием для поездки в Крым для тех, кто любит его по-настоящему. К слову, уровень экскурсионного обслуживания в Крыму вполне достойный.
|