Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Деньги на бочку - ЭиВ N 38 (722)
ТРАНСПОРТ
Деньги на бочку
No. 38 (722) 13.10.2008
Андрей ЛАЗАРЕВ
Эффективность существующей системы выбора компаний, участвующих в дорожных тендерах, для возведения сложных инженерных сооружений ставят под сомнение
Недавно Ассоциация предприятий дорожно-мостового комплекса Санкт-Петербурга (`Дормост`) в открытом письме к министру транспорта РФ Игорю Левитину выразила озабоченность по поводу итогов конкурсов по строительству участков Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга (КАД). Вопрос вроде бы частный. Однако в нем затрагивается общая для дорожной отрасли проблема: насколько эффективна существующая система выбора подрядчиков при возведении столь сложных объектов, как КАД?

Напомним, что раньше конкурсам предшествовал квалификационный отбор. И квалификационные требования, по сути, служили повышающими `баллами` при подведении результатов. Учитывались, например, и какой объем работ претендент способен выполнить сам, и оборот компании, и наличие у него техники и персонала.

Наконец, имелись требования к руководству - опыт работы в отрасли. Федеральный закон N94 от 21.07.05 `О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд` все эти добавки перечеркнул. Тендеры теперь предполагают итог, исходя только из таких показателей, как цена, сроки и качество выполнения лотов.



Дорожники пробуют аутсорсинг и инжиниринг



- Бытует мнение, что тот, кто предложит наименьшую цену, тот и победитель. Однако нижняя планка цены не всегда означает, что заказчик получит требуемый результат, - уточняет первый замгендиректора ФГУ `Дирекция по строительству транспортного обхода города СПб` (ФГУ `ДСТО СПб`) Вячеслав Петушенко.

Действительно, претендент может не учесть ряда нюансов проекта или попытаться умышленно ввести в заблуждение заказчика в надежде, что тот не заметит `подводных` камней его предложения. Например, когда предложено применить дешевые материалы, которые допустимы по стандартам, но не гарантируют заявленного качества.

- Сегодня в дорожном строительстве денег достаточно, поэтому подряд могут выполнять не только те, у кого есть запас ресурсов. Важно вписаться в существующие правила.

Крупные компании оказались не готовы к таким условиям. Они не просчитали, что их конкурентами могут оказаться новые фирмы, способные организовать процесс выполнения крупных подрядов, привлекая субподрядчиков. На Западе уже давно многие проекты выполняют инжиниринговые компании, - продолжает В. Петушенко.

Когда-то на них смотрели как на посредников. Зачем нужен генподрядчик, который сам практически ничего не делает, а лишь `пропускает` через себя финансы? Однако на Западе именно такие компании нередко на практике показывали результаты лучше, чем традиционные строительные корпорации. Строили быстрее и дешевле. И качество гарантировали.

Какая тут логика? Она в том, что генподряд становится самостоятельной услугой по управлению проектами. По сути, речь идет о том, как разбить головной подряд по видам работ и отдать их в аутсорсинг.



Аргументы за и против



О преимуществах и недостатках инжиниринговых компаний, у которых ничего нет за душой, кроме `интеллектуального капитала`, можно спорить. Наличие у компании собственных мощностей имеет свои преимущества и свои недостатки. С одной стороны, своя техника обходится дешевле. Это - плюс. С другой стороны, нет работы - ее ставят `на прикол`. Это - минус. Аналогично - с кадрами: свои бригады всегда под рукой. Но если нет работы, люди получают зарплату в ожидании подрядов.

Менеджмент в корпорациях часто `раздут`. Решения должны пройти бюрократические процедуры. Нередко при этом теряется гибкость выполнения решений. При инжиниринговой схеме эти и целый ряд других затрат `выпадают` из общей схемы организации работ, поэтому открываются варианты оптимизации затрат.

Точно так же - при выборе подрядчиков и субподрядчиков. Одни могут обойтись дороже, другие - дешевле. Главное - как сложатся общие затраты на выстраивание производственных цепочек.

Экономия иногда появляется за счет снижения затрат на `стыках`, если никто никого не ждет и техника не простаивает. Крупная корпорация способна маневрировать финансами. Например, под залог оборудования получить кредит, который позволит покрыть образовавшуюся брешь в `оборотке`. А вот инжиниринговой (генподрядной) фирме в России, в отличие от Запада, банк кредит не даст. Это повышает риски строительства для заказчика.

Наконец, сегодня дорожные лоты на объекты могут включать, кроме дорожных работ, еще и целый комплекс других подрядов: общестроительных, на укладку инженерных сетей, благоустройство, освещение, сооружение барьерных ограждений. На таких лотах даже крупные дорожные организации вынуждены привлекать сторонних субподрядчиков, нанимать гастарбайтеров. И чем корпорации в данном случае отличаются от инжиниринговых компаний?

Такие правила игры

- К сожалению, получились такие правила игры, которые вытекают из закона N94. Мне импонируют старые правила. Они доставляли заказчику меньше головной боли. Впрочем, время покажет, насколько эффективен инжиниринговый подход. Пока приходится признать: на рынке появились новые игроки, - продолжает В. Петушенко.

Игроки, добавим, которые хорошо усвоили новые правила. Способны составить тендерную документацию с подробным описанием технологических процессов и выйти на итоговый результат, исходя из соотношения `цена - сроки - качество`. А тот, кто не добрал баллов, может судиться. Правда, юристам в таком случае придется подумать, как `объехать` Федеральный закон N94.



Только цифры



до 20% - доля непосредственно дорожных работ при строительстве петербургской КАД



Другие материалы рубрики
ТРАНСПОРТ
22.12.08Люди – основной капитал компании
22.12.08Октябрьская магистраль – генератор инноваций
22.12.08На главном направлении
22.12.08Важная практика в региональном бюджете
22.12.08С опорой на отечественного производителя
22.12.08Стальные нервы отечественной экономики
22.12.08Возить пассажиров далеко и близко
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru