За последнее время рост цен на молоко и молочные продукты ощутимо сократил спрос на эту группу товаров в целом. Только за последний год покупательская способность снизилась на 10- 12%.
Эксперты подчеркивают: в первую очередь спрос упал на самые дорогие молочные продукты - йогурты, твороги, десерты, в том числе относящиеся к премиальным, фитнес. Сегодня рядовой потребитель покупает только самые необходимые молочные продукты: кефир и молоко.
Однако маркетологи считают, что вскоре структура рынка молочных продуктов претерпит некоторые изменения, и не последнюю роль в этом сыграет новый технический регламент на молокопродукцию.
Полезное - значит премиальное
Так, молочные продукты будут поделены на три четких сегмента: premium, среднеценовой и низкоценовой. При этом цена продукта будет напрямую зависеть от того, из каких ингредиентов и с применением каких технологий он был произведен. К первой - самой дорогой группе будут отнесены молокопродукты, произведенные на основе сырого молока; к среднеценовой - молокопродукты, изготовленные из восстановленного цельного молока, к низкоценовой - молокопродукты, содержащие в составе сухое молоко и различные примеси и добавки.
Товары последней группы молокопродуктов как раз и будут, согласно новому техрегламенту, носить названия типа `сметанка`, `творожный продукт` и `молочный напиток`.
Предполагается, что даже в низкоценовой категории будут представлены десерты, йогуртовые и творожные продукты с одним `но`: они не смогут, как раньше, называться `йогурт` или `творог`.
Выбор останется за потребителем: он будет покупать тот продукт, который окажется ему по карману. Основными потребителями молочных продуктов, произведенных из сырого молока, станут состоятельные граждане в основном крупных городов, но в школы по существующей программе будут поставлять молоко, произведенное из сырого, то есть, по сути, школьное молоко - это продукт premium.
Почему растут цены на молоко?
В осенний период цены на молоко и молокопродукцию традиционно поднимаются. Этот факт одинаково объясняют и представители власти, и производители: надои падают, начинается дефицит сырого молока. И если рост цен на сырье представляется оправданным, то рост цен на конечную продукцию происходит по не вполне `рыночным` причинам, считают эксперты.
С одной стороны, сухое молоко, как сырье, дороже сырого: требуются дополнительные расходы на переработку (сушку), хранение.
Для того чтобы в молоке сохранились полезные вещества, необходимо соблюдение определенной технологии, что невозможно без задействования дорогого импортного оборудования, квалифицированной рабочей силы. Сюда же следует добавить электроэнергию, транспортные расходы, которые только за последнее время выросли почти в два раза, и т. п.
С другой стороны, импорт-ное сухое молоко обходится дешевле, а его, как известно, многие переработчики акт-ивно закупают и используют в производстве. Мелкие переработчики дешевле закупают также и не вполне качественное сырое молоко, так как не могут себе позволить другого, а на их производствах отсутствует должная система контроля качества поступающего сырья.
Но конечный продукт разных производителей дорожает одинаково, несмотря на то, из чего и как был произведен, а также на то, что рост энерготарифов для всех одинаков. Происходит это потому, что причинно-следственная связь `подорожало сырье - подорожал конечный продукт` используется ритейлом как информационный повод для повышения стоимости. Цена, по которой продукт продается, зачастую выше его себестоимости в несколько раз.
Эксперты надеются, что новый технический регламент и следующая за ним реструктуризация рынка молокопродукции позволят прояснить ситуацию с ценами. Если прогнозы маркетологов оправдаются, разница в цене между по-настоящему качественным продуктом и его `аналогом` уже не будет символической.
|