В середине декабря 2008 года вступает в силу новый технический регламент на молоко и молочную продукцию. В соответствии с новым нормативом только продукция, изготовленная из сырого или натурального восстановленного молока, может назваться молочной, а та, которая была произведена с использованием сухого молока и различных примесей, - молочным напитком
Пить или не пить?
Есть мнения, что на рынке молочной продукции в связи с новыми правилами не произойдет никаких изменений, но так считают не все. Большинство экспертов высказывают опасения, что потребители, неправильно поняв информацию, распространяемую в СМИ, могут перестать покупать молоко даже в прежних небольших объемах, так как любой молочный продукт будет косвенно дискредитирован в их глазах.
Ситуация тревожна тем, что, во-первых, вероятно, окажет негативное влияние на рынок, во-вторых - усилия со стороны государства по части популяризации молочных продуктов среди населения могут не дать ожидаемого результата; некрупные производители также рискуют пострадать.
Для того чтобы переработчики смогли соблюсти условия нового техрегламента, производство сырого молока должно существенно возрасти. Так, по Ленинград-ской области этот показатель должен увеличиться на треть, а в СЗФО, по различным оценкам, почти в 2 раза. Очевидно, что к моменту вступления в силу нового норматива этого не произойдет.
Несмотря ни на что
Пока Россия, и СЗФО в частности, испытывает дефицит сырья. Начало нынешнего года ознаменовалось увеличением импорта сухого молока, что снизило закупочные цены сырого молока местных производителей. Давно признано, что в таких условиях производство сырья становится просто невыгодным. Но поскольку производство сырого молока в РФ не успевает за спросом переработчиков, последние вынуждены обращаться к импортному сырью. В дефиците также и корма, к тому же они дорожают, так как растут цены на зерно. Ситуация продолжает оставаться таковой до сих пор.
В то же время на территории СЗФО планируется открытие новых предприятий, в частности молочного комбината `Галактика` в Ленинградской области, и увеличение мощностей действующих перерабатывающих предприятий, таких как Великолукский молочный комбинат в Псковской области. При этом отечественные производства молока в целом по России продолжают сокращаться со скоростью около 8% в год.
Компании-гиганты (ОАО `Вимм-Билль-Данн`, ОАО `Компания Юнимилк`) могут уверенно наращивать переработку, соблюдая при этом новый техрегламент: они сами обеспечивают себя сырьем. А некрупные переработчики не в состоянии вкладывать десятки миллионов долларов в строительство сырьевой базы.
Полезное и безвредное
Маркетологи высказывают мнения, что новый техрегламент может вынудить небольших переработчиков или полностью пересмотреть ассортимент выпускаемой продукции, ориентируясь на категорию `молочный напиток`, или даже уйти с рынка. Безусловно, будут применяться и такие извест-ные приемы, как нанесение на упаковку информации об ингредиентах продукта очень мелким шрифтом.
Но эксперты подчеркивают: необходимо провести среди потребителей ликбез относительно того, какое молоко считать `правильным`, а какое - нет. Так, сухое молоко - также полноценный продукт, но благодаря СМИ за последнее время стал считаться чуть ли не суррогатом. Эксперты также подчеркивают, что во многих регионах страны нет производств сырого молока и там переработка может работать только на сухом. Примеси действительно бывают не вполне безопасными для здоровья; качество любого сырья может вызывать нарекания. Новый техрегламент направлен именно против некачественных ингредиентов и способов их обработки до стадии конечного продукта.
Без молока - никуда
Развитию молочной отрасли, помимо производственных проблем, по-прежнему мешает падающий спрос среди конечных потребителей: молочная продукция дорожает. В 2008 году спрос на молочные продукты в России снизился в среднем на 9-12% по разным регионам. Теперь к этому может добавиться и путаница с выбором молока.
Чтобы этого не произо-шло, Российский национальный союз производителей молока при участии государства собирается запустить социальную рекламу, в которой потребителю объяснят, как делается тот или иной молочный продукт и насколько каждый из них необходим в рационе питания.
Изначально этот проект предназначался для стабилизации ситуации на рынке в целом - повышения потребления молочных продуктов в связи с падением спроса. Но сейчас может помочь и в связи с назревающим недоверием к качеству молока в принципе. Главное, чтобы это произошло вовремя.
Александр Варенов,
зампредседателя комитета по агропромышленному
и рыбохозяйственному комплексу правительства Ленобласти:
- Перед введением нового норматива всегда дается время на адаптацию. Техрегламент по молокопродукции - не исключение: о его утверждении стало известно за полгода до его вступления в силу. Это вполне достаточный период для того, чтобы производители и потребители разобрались в сути нововведений. Поэтому потребление молока и молокопродуктов не должно сократиться.
Мы проводим семинары с производителями по применению нового техрегламента; разъясняем потребителям через СМИ, как правильно отличать один продукт от другого. Хотя потребители в основном грамотные: изучение надписи на упаковке уже вошло в привычку.
В утвержденном списке основных понятий более 100 наименований, в том числе молочный составной продукт, молокосодержащий продукт, вторичное молочное сырье, немолочные компоненты. Данный закон несправедливо обошелся с таким продуктом, как натуральное молоко, обогащенное витаминами, микроэлементами, отнеся его к молочным напиткам. Но это поправимо и не умаляет значимости самого закона.
Игорь Подлипенцев,
президент СМП ЛО, президент ОАО `Севзапмолоко`:
- Не думаю, что в нашем регионе вступление в силу нового техрегламента приведет к появлению существенного количества молочных напитков: надои молока в Ленобласти - одни из лучших в стране. Однако и молочные продукты из других регионов вряд ли будут маркироваться как восстановленные или рекомбинированные, иначе им не найдется места на торговых полках.
Технологически довольно сложно доказать использование какой-то доли сухого молока в молоке питьевом: по химическому составу и то и другое - молоко. Пользуясь этим, возможно, торговые сети будут продолжать реализовывать продукцию из других регионов, в которой наличие или отсутствие сухого молока будет просто не определить.
Проблема заключается в том, что импорт сухого молока не регулируется государством. Если бы существовала госмонополия на ввоз в страну сухого молока, в том числе и из стран СНГ, исчезла бы причина появлений восстановленного молока на потребительском рынке. Пока привезенным откуда-то и не всегда качественным сухим молоком может торговать кто угодно, системного решения проблема не находит.
Елена Тюрина,
генеральный директор Института аграрного маркетинга:
- Емкость рынка молочной продукции в связи с вступлением в силу нового техрегламента не изменится, зато спрос большей части потребителей сместится в сторону продукции из цельного молока. Пока грамотность потребителя довольно низка, но он все равно хочет получить качественный продукт, который в его глазах ассоциируется с продукцией из цельного молока.
Переработчики, которые используют в производстве сухое молоко, опасаются, что их продукцию будут покупать меньше. Отношение к сухому молоку среди потребителей действительно негативное. Не каждый знает, что важно не то, что молоко сухое, а как из него производится продукция. Если производители хотят убедить, что продукция из сухого молока полноценная и полезная, придется объяснить это потребителям. Рентабельность производства продукции из сухого молока выше, чем из сырого. Но информация на этикетке о том, что продукт произведен из цельного молока, позволит производителю увеличить цену. А продукция из сухого молока и различных примесей должна стоить дешевле и относиться к среднему и низкоценовому сегментам.
|