Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Молоко `правильное` и `неправильное` - ЭиВ N 38 (722)
КОМПАНИИ И РЫНКИ: АПК
Молоко `правильное` и `неправильное`
No. 38 (722) 13.10.2008
Евгения КАЙДАНОВА
В середине декабря 2008 года вступает в силу новый технический регламент на молоко и молочную продукцию. В соответствии с новым нормативом только продукция, изготовленная из сырого или натурального восстановленного молока, может назваться молочной, а та, которая была произведена с использованием сухого молока и различных примесей, - молочным напитком



Пить или не пить?



Есть мнения, что на рынке молочной продукции в связи с новыми правилами не произойдет никаких изменений, но так считают не все. Большинство экспертов высказывают опасения, что потребители, неправильно поняв информацию, распространяемую в СМИ, могут перестать покупать молоко даже в прежних небольших объемах, так как любой молочный продукт будет косвенно дискредитирован в их глазах.

Ситуация тревожна тем, что, во-первых, вероятно, окажет негативное влияние на рынок, во-вторых - усилия со стороны государства по части популяризации молочных продуктов среди населения могут не дать ожидаемого результата; некрупные производители также рискуют пострадать.

Для того чтобы переработчики смогли соблюсти условия нового техрегламента, производство сырого молока должно существенно возрасти. Так, по Ленинград-ской области этот показатель должен увеличиться на треть, а в СЗФО, по различным оценкам, почти в 2 раза. Очевидно, что к моменту вступления в силу нового норматива этого не произойдет.



Несмотря ни на что



Пока Россия, и СЗФО в частности, испытывает дефицит сырья. Начало нынешнего года ознаменовалось увеличением импорта сухого молока, что снизило закупочные цены сырого молока местных производителей. Давно признано, что в таких условиях производство сырья становится просто невыгодным. Но поскольку производство сырого молока в РФ не успевает за спросом переработчиков, последние вынуждены обращаться к импортному сырью. В дефиците также и корма, к тому же они дорожают, так как растут цены на зерно. Ситуация продолжает оставаться таковой до сих пор.

В то же время на территории СЗФО планируется открытие новых предприятий, в частности молочного комбината `Галактика` в Ленинградской области, и увеличение мощностей действующих перерабатывающих предприятий, таких как Великолукский молочный комбинат в Псковской области. При этом отечественные производства молока в целом по России продолжают сокращаться со скоростью около 8% в год.

Компании-гиганты (ОАО `Вимм-Билль-Данн`, ОАО `Компания Юнимилк`) могут уверенно наращивать переработку, соблюдая при этом новый техрегламент: они сами обеспечивают себя сырьем. А некрупные переработчики не в состоянии вкладывать десятки миллионов долларов в строительство сырьевой базы.



Полезное и безвредное



Маркетологи высказывают мнения, что новый техрегламент может вынудить небольших переработчиков или полностью пересмотреть ассортимент выпускаемой продукции, ориентируясь на категорию `молочный напиток`, или даже уйти с рынка. Безусловно, будут применяться и такие извест-ные приемы, как нанесение на упаковку информации об ингредиентах продукта очень мелким шрифтом.

Но эксперты подчеркивают: необходимо провести среди потребителей ликбез относительно того, какое молоко считать `правильным`, а какое - нет. Так, сухое молоко - также полноценный продукт, но благодаря СМИ за последнее время стал считаться чуть ли не суррогатом. Эксперты также подчеркивают, что во многих регионах страны нет производств сырого молока и там переработка может работать только на сухом. Примеси действительно бывают не вполне безопасными для здоровья; качество любого сырья может вызывать нарекания. Новый техрегламент направлен именно против некачественных ингредиентов и способов их обработки до стадии конечного продукта.



Без молока - никуда



Развитию молочной отрасли, помимо производственных проблем, по-прежнему мешает падающий спрос среди конечных потребителей: молочная продукция дорожает. В 2008 году спрос на молочные продукты в России снизился в среднем на 9-12% по разным регионам. Теперь к этому может добавиться и путаница с выбором молока.

Чтобы этого не произо-шло, Российский национальный союз производителей молока при участии государства собирается запустить социальную рекламу, в которой потребителю объяснят, как делается тот или иной молочный продукт и насколько каждый из них необходим в рационе питания.

Изначально этот проект предназначался для стабилизации ситуации на рынке в целом - повышения потребления молочных продуктов в связи с падением спроса. Но сейчас может помочь и в связи с назревающим недоверием к качеству молока в принципе. Главное, чтобы это произошло вовремя.



Александр Варенов,

зампредседателя комитета по агропромышленному

и рыбохозяйственному комплексу правительства Ленобласти:

- Перед введением нового норматива всегда дается время на адаптацию. Техрегламент по молокопродукции - не исключение: о его утверждении стало известно за полгода до его вступления в силу. Это вполне достаточный период для того, чтобы производители и потребители разобрались в сути нововведений. Поэтому потребление молока и молокопродуктов не должно сократиться.

Мы проводим семинары с производителями по применению нового техрегламента; разъясняем потребителям через СМИ, как правильно отличать один продукт от другого. Хотя потребители в основном грамотные: изучение надписи на упаковке уже вошло в привычку.

В утвержденном списке основных понятий более 100 наименований, в том числе молочный составной продукт, молокосодержащий продукт, вторичное молочное сырье, немолочные компоненты. Данный закон несправедливо обошелся с таким продуктом, как натуральное молоко, обогащенное витаминами, микроэлементами, отнеся его к молочным напиткам. Но это поправимо и не умаляет значимости самого закона.



Игорь Подлипенцев,

президент СМП ЛО, президент ОАО `Севзапмолоко`:

- Не думаю, что в нашем регионе вступление в силу нового техрегламента приведет к появлению существенного количества молочных напитков: надои молока в Ленобласти - одни из лучших в стране. Однако и молочные продукты из других регионов вряд ли будут маркироваться как восстановленные или рекомбинированные, иначе им не найдется места на торговых полках.

Технологически довольно сложно доказать использование какой-то доли сухого молока в молоке питьевом: по химическому составу и то и другое - молоко. Пользуясь этим, возможно, торговые сети будут продолжать реализовывать продукцию из других регионов, в которой наличие или отсутствие сухого молока будет просто не определить.

Проблема заключается в том, что импорт сухого молока не регулируется государством. Если бы существовала госмонополия на ввоз в страну сухого молока, в том числе и из стран СНГ, исчезла бы причина появлений восстановленного молока на потребительском рынке. Пока привезенным откуда-то и не всегда качественным сухим молоком может торговать кто угодно, системного решения проблема не находит.



Елена Тюрина,

генеральный директор Института аграрного маркетинга:

- Емкость рынка молочной продукции в связи с вступлением в силу нового техрегламента не изменится, зато спрос большей части потребителей сместится в сторону продукции из цельного молока. Пока грамотность потребителя довольно низка, но он все равно хочет получить качественный продукт, который в его глазах ассоциируется с продукцией из цельного молока.

Переработчики, которые используют в производстве сухое молоко, опасаются, что их продукцию будут покупать меньше. Отношение к сухому молоку среди потребителей действительно негативное. Не каждый знает, что важно не то, что молоко сухое, а как из него производится продукция. Если производители хотят убедить, что продукция из сухого молока полноценная и полезная, придется объяснить это потребителям. Рентабельность производства продукции из сухого молока выше, чем из сырого. Но информация на этикетке о том, что продукт произведен из цельного молока, позволит производителю увеличить цену. А продукция из сухого молока и различных примесей должна стоить дешевле и относиться к среднему и низкоценовому сегментам.





Другие материалы рубрики
КОМПАНИИ И РЫНКИ: АПК
03.11.08Коротко
03.11.08Пленники `проклятого` вопроса
03.11.08Псковский каравай с `горчинкой`
Хлебопеки зажаты с двух сторон: с одной - рыночными ценами на энергоносители, с другой - ограничениями на ценообразование
03.11.08`Размороженный` хлеб
13.10.08Коротко
13.10.08Продукт не для всех
Структура рынка молочных продуктов вскоре изменится
15.09.08Не лучший пример для высокого гостя
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru