За последние годы интерес отечественных предпринимателей к созданию внутрикорпоративной культуры заметно возрос. Хотя нередко их действия выглядят лишь своеобразной данью современной моде.
Материальное или духовное начало?
Корпоративная культура начинается с обстановки внутри компании: взаимоотношения персонала разных уровней между собой и с руководством, уважительного отношения начальников к подчиненным и признания их заслуг.
Другая, не менее важная составляющая корпоративной культуры - система поощрений за достижения. Это могут быть премии, заграничные стажировки, повышения по службе и другое.
Но больше всего при выборе места работы обращают внимание на материальные ценности: стабильный заработок и возможность повышения зарплаты, оплачиваемый отпуск, пенсионное и медицинское страхование, четкая организация работы и понимание стратегии компании, а также комфортная обстановка в офисе.
В идеале хорошо бы еще иметь покрытие транспортных издержек и медицинских расходов на лечение родственников.
Практичный минимум
К сожалению, в большинстве питерских компаний сегодня является нормой лишь обязательное медицинское страхование сотрудников, которое обеспечивает визит к терапевту по месту жительства.
По всем прочим пунктам наблюдается огромное отставание или полная неготовность к подобным нововведениям.
Правда, все большую популярность набирают различные корпоративные мероприятия: совместные развлечения сотрудников за счет компании, выезды на природу, проведение тренингов по командообразованию в полевых условиях и так далее. В основном такие шаги предпринимаются по решению руководства компании.
И это лишний раз подчеркивает, насколько важна роль руководителя в том, чтобы компания взяла курс на действительно благоприятную корпоративную культуру. Ведь именно она является ключевым фактором сегодня, влияющим на желание профессионала работать в конкретной компании, а не в какой-нибудь другой.
В поисках идеала
Многие руководители отечественных фирм редко интересуются мнением персонала о своем стиле управления. Они склонны считать, что если им удалось отстоять более-менее стабильное положение на рынке, то этого вполне достаточно, чтобы завоевать уважение подчиненных.
По их мнению, уважительное отношение работников к вышестоящему шефу проявляется как чувство страха перед увольнением вперемешку с чувством зависти к его материальному достатку. Самое печальное, что их устраивает такое положение и они не стараются изменить его, придерживаясь устаревшего принципа `Боятся - значит уважают`.
Множество проблем можно найти и там, где изначально был неверно выбран тип корпоративной культуры. Например, специфика бизнеса предполагает творчество, инициативу и нестандартность, а руководитель считает своих подчиненных неисполнительными и ленивыми, в результате чего вводит систему жесткого управления и контроля. Вместо культуры задачи воцаряется культура власти.
Для России вопрос становления благоприятной корпоративной культуры в подавляющем большинстве компаний остается открытым.
|