В нелегкой ситуации нехватки ликвидности лучшие условия по кредитам сегодня способны предложить предпринимателям те банки, где в предыдущий период занимались снижением издержек. Этот процесс в СЗФО шел по нескольким направлениям
`Фронт`-офисы стали укреплять совсем недавно. И этот процесс, по данным поставщиков программ для развития электронного документооборота и CRM-систем, затронул практически только Петербург. Как это ни парадоксально, но нынешний финансовый кризис подстегнул целый ряд банков на реструктуризацию бизнеса.
А вот за `бэк`-офисы во многих банках взялись еще в 2007 году. Кстати, именно они сегодня выглядят устойчивее своих конкурентов. Развитие электронного документооборота в них начиналось сразу после внедрения ERP-систем.
Возникла необходимость интеграции финансового учета с целым рядом других банковских приложений. Этим банковский сектор, кстати, отличается от ритейла, где системообразующими становились CRM-системы. Понятно, что там электронный документооборот `плясал` от программ, направленных на работу с партнерами и поставщиками.
Дополнительный всплеск заказов в 2009 году от банков ожидается после того, как стали меняться требования Центробанка к стандартам построения банковских бизнес-планов. Ранее они могли основываться на данных управленческого (операционного) учета. Новое положение заставляет базироваться также и на данных бухучета.
Учетные процедуры и правила теперь непосредственно влияют на бизнес-планирование, а стандарты бухгалтерского учета - на бизнес банка. Это заставит совершенствовать системы управления банковским бизнесом. Или придется нести значительные дополнительные издержки.
Другой способ снизить затраты - оптимизация сетей. Для поддержания рентабельности наиболее успешные сегодня банки `накачали` свои подразделения максимальным набором функций. Несколько лет назад они начали переход от обменных пунктов к операционным кассам вне кассового узла. В результате количество пунктов обмена валют сократилось. Затем началось создание операционных офисов вместо филиалов.
Типичный пример - создание петербургской сети банка `Союз`. По такому же пути в городе на Неве стали развивать бизнес в Альфа-Банке. Переформатировал филиалы в операционные офисы Юниаструм Банк. Аналогичный опыт теперь распространяется и на другие субъекты СЗФО.
В частности, когда Райффайзенбанк в марте 2008 года открыл первый операционный офис в Сыктывкаре, то это позволило банку обойтись меньшим количеством персонала и снизить операционные издержки. Однако это срабатывает при условии, что у банка есть централизованная операционно-учетная система и надежные телекоммуникации.
Ряд банков стал экономить на площадях и вариантах отделки помещений при открытии своих новых подразделений. Нередко это в СЗФО маскируют под введение общего корпоративного стиля.
Развитие сети банкоматов с функцией приема денег и расширение выпуска кредитных карт позволяют снизить затраты на инкассации в розничном сегменте. В корпоративном сегменте этим же целям служит развитие интернет-банкинга, с помощью которого клиенты могут управлять своими счетами.
|