Знания нужны всегда
Это - непреложная истина. Неприятие ее просто опасно для бизнеса и его руководителя. Но будем откровенны: многие из тех, кто в настоящее время занимает лидирующие позиции в компаниях, не то что бизнес-образования, но и достойного высшего порой фне получили. `Корочки`, конечно, у большинства есть. Но только те, кто получил их в советское время, могут записать себе в актив что-то кроме самих `корочек`...
Ведь какое могло быть образование, скажем, в начале девяностых годов прошлого века, когда многим будущим руководителям приходилось совмещать работу с учебой? Они честно признают: учились `абы как`, а главным на тот момент было состояться как предпринимателю. Кто-то потом восполнил пробелы, а кто-то и нет. А вопрос чему именно учиться, обычно как раз и ставится в применении к бизнес-образованию.
Обычно я на него отвечаю по существу. От топ-менеджера требуется четкое понимание целей стратегического развития компании. Без этого долго в бизнесе не протянуть: сейчас на дворе времена регулярного менеджмента, а не захвата рынков. Внедрение новых технологий управления требует от современного руководителя их досконального знания. Иначе как он удержит компанию в своих руках? Даже будучи собственником. Не случайно вокруг много примеров того, как наемный менеджмент, более образованный именно в отношении ведения современного бизнеса, буквально перехватывал управление компанией у собственника. А его самого `оттирал` не только от стратегического, но и от оперативного управления. И никакого рейдерства. В собственниках вроде бы одни лица, а управляют компанией и получают доход совсем другие...
От практика к практику
Это к вопросу о том, кто может чему-то научить в бизнесе. Практики учат практиков. Именно такова формула наиболее востребованного обучения топ-менеджеров. Это и МВА как долгосрочная форма, и курсы (семинары), которые ведут их же коллеги-бизнесмены - как краткосрочная.
Ясно, что на программах МВА преподают не только бизнесмены: роль дополнительной `бизнес-поддержки` в усвоении и практическом применении новых знаний играет сама группа, в которой обучается топ-менеджер. Ведь это - его коллеги. Такие же `топы`, как и он сам.
Обычно программа МВА предусматривает специализацию по финансам или общему управлению. В редких случаях, когда человек уж совсем не может отрываться от ведения бизнеса, востребован tailor-мade МВА - `индпошив на заказ`. Это когда не человек едет куда-либо получать знания по расписанию преподавателей, а они приезжают к нему в компанию или на дом тогда, когда он свободен. Такие программы в разу дороже, чем `стандартный` МВА.
Но долгосрочное образование, при всей своей `фундаментальной` привлекательности, порой не отвечает одному из самых важных критериев запроса на обучение руководителя высокого ранга - оперативности.
Семинары, курсы, мастер-классы и, в конце концов, книги, написанные коллегами-бизнесменами, - вот что реально может помочь руководителю любого ранга получить новые знания или освежить и обновить приобретенные ранее.
Во-первых, максимально оперативно. Во-вторых - практически без отрыва от ведения дел. И еще один немаловажный аспект - `точечность` знаний. Есть вопросы по бюджетированию - вот курсы от опытного финансового директора. Возникли нерешенные задачи в области управления персоналом - есть семинар признанного специалиста и в этой сфере.
На одном языке
Частая ошибка персональщиков, пытающихся посоветовать тот или иной курс своим руководителям - они не говорят с `топами` на их языке. Управленцы, в особенности владельцы (совладельцы) бизнеса, говорят на особом языке. На языке денег и безопасности бизнеса как залога дальнейшего зарабатывания денег. Поэтому, чтобы самому топ-менеджеру понять, нужен или нет ему тот или иной образовательный проект, проще перевести понятие `знания` в понятия `деньги и безопасность`.
Это не так уж и сложно. Повысит ли безопасность бизнеса знания о новейших тенденциях рынка и методах управления, которые могут использовать конкуренты? Безусловно. Принесут ли высокую доходность инвестиции в знания, если эти знания помогут обогнать соперников в новых моделях ведения дела? Конечно.
И тогда вопросы `Учиться или нет?` и `Чему учиться?` отпадут сами собой...
Как считает Татьяна Алмазова, генеральный директор консалтингового центра `Бюро Алмазовой`, выйти на современный высококонкурентный рынок и закрепиться на нем может лишь организация, обладающая ярким неповторимым образом, уникальным характером и индивидуальностью, позволяющими выделить ее из сотен и тысяч коллег по цеху. Это и есть задача, стоящая перед многими руководителями. Как же это сделать?
`Сохранять и развивать корпоративную индивидуальность - значит сохранять и развивать уникальность, индивидуальность, личность каждого сотрудника. - считает она. - Система корпоративного обучения , ориентированная на развитие уникальности, индивидуальности каждого сотрудника, позволит в дальнейшем более эффективно использовать их личный потенциал в интересах всей организации`.
Мнения специалистов
Ольга Хон, директор и владелец туристической фирмы `Невский Гость`:
- `Успех - плохой учитель`, - говорил генеральный директор одной международной корпорации на тренинге, посвященном лидерству в ситуации изменений. Действовать по-старому просто, привычно и комфортно. Успех расслабляет: можно и не заметить, что внешняя ситуация кардинально изменилась. Но для топ-менеджеров недостаточно иметь мотивацию к обучению. Для руководителей важно уметь соединять то, что они учат в аудитории, с тем, что реально делают. Их обучение происходит каждый день, а не только во время посещения занятий на программах МВА или семинаров. Для руководителей как воздух необходим навык самостоятельного анализа ситуаций, выявления проблем, анализа их причин, перевода проблем в цели и определения тех навыков и умений, которые позволят устранить трудности.
Станислав Куликов, генеральный директор специализированной рекрутинговой компании `ПетроСтимул`:
- Большинство современных руководителей начинали свой бизнес с кооперативов и до сих пор занимаются сами всем сразу. Они еще не осознали, что уже давно перешагнули этот уровень. Отсюда и отсутствие отлаженного механизма управления организацией, и его неоптимальность, и проблема делегирования полномочий. Поэтому считаю, что обучать руководителей прежде всего необходимо системности принятия решений, реальным методам управления (структура, взаимосвязи, должностные обязанности) и этике ведения бизнеса.
Диляра Шахмаметьева, ведущий консультант по подбору персонала компании АНТ-ГРУПП:
- В нашей стране долго не задумывались об обучении руководящего состава с точки зрения менеджмента. И хотя в последние годы тенденция заметно изменилась, такого маленького промежутка времени явно недостаточно для создания эффективной структуры бизнес-образования. Дж. Поллард сказал: `Талант руководителя состоит в том, чтобы быстро принять решение и найти человека, который сделает всю работу`. Эта фраза полностью соответствует цели обучения руководителя. Вариантов же очень много. Это и МВА, и краткосрочные программы, освещающие конкретные вопросы для руководителей. Главное, чтобы учебный материал был связан с особенностями бизнеса и личным опытом руководителя. И помните: `Сделать работу своими руками - мастерство, сделать то же самое чужими - искусство`.
Лариса Бердникова, президент компании `Персонал ЭСТО`:
- Лидерство - это искусство заставить других сделать то, в чем вы убеждены и что, по вашему мнению, должно быть сделано. Это искусство вести за собой других к поставленной цели, определенное вдохновение и влияние. Эффективный руководитель или лидер заставляет других захотеть делать то, что он хочет. Как повысить эффективность? Необходимо мотивировать людей к достижению поставленной цели на ежедневной основе, очень хорошо планировать и делать максимально ясным окончательный результат и определять, в какие сроки это нужно сделать. Эффективный руководитель мыслит только категориями результатов. Эффективный руководитель добивается от других выполнения работы, а не ее исполнения. Другой важный аспект в управлении людьми - способность не погружаться в проблемы подчиненных. И именно эффективные руководители, ведущие к цели и добивающиеся ее достижения, могут называться лидерами. |