Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Чему учить руководителя - ЭиВ N 35 (719)
КАРЬЕРА И ОБРАЗОВАНИЕ - спец. приложение
Чему учить руководителя
No. 35 (719) 22.09.2008
Денис Кузин, консультант по персоналу и HR-карьере компании `Новел Групп`
Нередко случается так, что человек руководит компанией численностью в несколько тысяч сотрудников с многомиллионным оборотом, но не знает, где получать новые знания. Чему учиться? В какой форме? Какую продолжительность обучения выбрать? И главное - кто те преподаватели, которые, его, практика-бизнесмена, могут чему-то научить?
Знания нужны всегда



Это - непреложная истина. Неприятие ее просто опасно для бизнеса и его руководителя. Но будем откровенны: многие из тех, кто в настоящее время занимает лидирующие позиции в компаниях, не то что бизнес-образования, но и достойного высшего порой фне получили. `Корочки`, конечно, у большинства есть. Но только те, кто получил их в советское время, могут записать себе в актив что-то кроме самих `корочек`...

Ведь какое могло быть образование, скажем, в начале девяностых годов прошлого века, когда многим будущим руководителям приходилось совмещать работу с учебой? Они честно признают: учились `абы как`, а главным на тот момент было состояться как предпринимателю. Кто-то потом восполнил пробелы, а кто-то и нет. А вопрос чему именно учиться, обычно как раз и ставится в применении к бизнес-образованию.

Обычно я на него отвечаю по существу. От топ-менеджера требуется четкое понимание целей стратегического развития компании. Без этого долго в бизнесе не протянуть: сейчас на дворе времена регулярного менеджмента, а не захвата рынков. Внедрение новых технологий управления требует от современного руководителя их досконального знания. Иначе как он удержит компанию в своих руках? Даже будучи собственником. Не случайно вокруг много примеров того, как наемный менеджмент, более образованный именно в отношении ведения современного бизнеса, буквально перехватывал управление компанией у собственника. А его самого `оттирал` не только от стратегического, но и от оперативного управления. И никакого рейдерства. В собственниках вроде бы одни лица, а управляют компанией и получают доход совсем другие...



От практика к практику



Это к вопросу о том, кто может чему-то научить в бизнесе. Практики учат практиков. Именно такова формула наиболее востребованного обучения топ-менеджеров. Это и МВА как долгосрочная форма, и курсы (семинары), которые ведут их же коллеги-бизнесмены - как краткосрочная.

Ясно, что на программах МВА преподают не только бизнесмены: роль дополнительной `бизнес-поддержки` в усвоении и практическом применении новых знаний играет сама группа, в которой обучается топ-менеджер. Ведь это - его коллеги. Такие же `топы`, как и он сам.

Обычно программа МВА предусматривает специализацию по финансам или общему управлению. В редких случаях, когда человек уж совсем не может отрываться от ведения бизнеса, востребован tailor-мade МВА - `индпошив на заказ`. Это когда не человек едет куда-либо получать знания по расписанию преподавателей, а они приезжают к нему в компанию или на дом тогда, когда он свободен. Такие программы в разу дороже, чем `стандартный` МВА.

Но долгосрочное образование, при всей своей `фундаментальной` привлекательности, порой не отвечает одному из самых важных критериев запроса на обучение руководителя высокого ранга - оперативности.

Семинары, курсы, мастер-классы и, в конце концов, книги, написанные коллегами-бизнесменами, - вот что реально может помочь руководителю любого ранга получить новые знания или освежить и обновить приобретенные ранее.

Во-первых, максимально оперативно. Во-вторых - практически без отрыва от ведения дел. И еще один немаловажный аспект - `точечность` знаний. Есть вопросы по бюджетированию - вот курсы от опытного финансового директора. Возникли нерешенные задачи в области управления персоналом - есть семинар признанного специалиста и в этой сфере.



На одном языке



Частая ошибка персональщиков, пытающихся посоветовать тот или иной курс своим руководителям - они не говорят с `топами` на их языке. Управленцы, в особенности владельцы (совладельцы) бизнеса, говорят на особом языке. На языке денег и безопасности бизнеса как залога дальнейшего зарабатывания денег. Поэтому, чтобы самому топ-менеджеру понять, нужен или нет ему тот или иной образовательный проект, проще перевести понятие `знания` в понятия `деньги и безопасность`.

Это не так уж и сложно. Повысит ли безопасность бизнеса знания о новейших тенденциях рынка и методах управления, которые могут использовать конкуренты? Безусловно. Принесут ли высокую доходность инвестиции в знания, если эти знания помогут обогнать соперников в новых моделях ведения дела? Конечно.

И тогда вопросы `Учиться или нет?` и `Чему учиться?` отпадут сами собой...

Как считает Татьяна Алмазова, генеральный директор консалтингового центра `Бюро Алмазовой`, выйти на современный высококонкурентный рынок и закрепиться на нем может лишь организация, обладающая ярким неповторимым образом, уникальным характером и индивидуальностью, позволяющими выделить ее из сотен и тысяч коллег по цеху. Это и есть задача, стоящая перед многими руководителями. Как же это сделать?

`Сохранять и развивать корпоративную индивидуальность - значит сохранять и развивать уникальность, индивидуальность, личность каждого сотрудника. - считает она. - Система корпоративного обучения , ориентированная на развитие уникальности, индивидуальности каждого сотрудника, позволит в дальнейшем более эффективно использовать их личный потенциал в интересах всей организации`.



Мнения специалистов



Ольга Хон, директор и владелец туристической фирмы `Невский Гость`:



- `Успех - плохой учитель`, - говорил генеральный директор одной международной корпорации на тренинге, посвященном лидерству в ситуации изменений. Действовать по-старому просто, привычно и комфортно. Успех расслабляет: можно и не заметить, что внешняя ситуация кардинально изменилась. Но для топ-менеджеров недостаточно иметь мотивацию к обучению. Для руководителей важно уметь соединять то, что они учат в аудитории, с тем, что реально делают. Их обучение происходит каждый день, а не только во время посещения занятий на программах МВА или семинаров. Для руководителей как воздух необходим навык самостоятельного анализа ситуаций, выявления проблем, анализа их причин, перевода проблем в цели и определения тех навыков и умений, которые позволят устранить трудности.



Станислав Куликов, генеральный директор специализированной рекрутинговой компании `ПетроСтимул`:



- Большинство современных руководителей начинали свой бизнес с кооперативов и до сих пор занимаются сами всем сразу. Они еще не осознали, что уже давно перешагнули этот уровень. Отсюда и отсутствие отлаженного механизма управления организацией, и его неоптимальность, и проблема делегирования полномочий. Поэтому считаю, что обучать руководителей прежде всего необходимо системности принятия решений, реальным методам управления (структура, взаимосвязи, должностные обязанности) и этике ведения бизнеса.



Диляра Шахмаметьева, ведущий консультант по подбору персонала компании АНТ-ГРУПП:



- В нашей стране долго не задумывались об обучении руководящего состава с точки зрения менеджмента. И хотя в последние годы тенденция заметно изменилась, такого маленького промежутка времени явно недостаточно для создания эффективной структуры бизнес-образования. Дж. Поллард сказал: `Талант руководителя состоит в том, чтобы быстро принять решение и найти человека, который сделает всю работу`. Эта фраза полностью соответствует цели обучения руководителя. Вариантов же очень много. Это и МВА, и краткосрочные программы, освещающие конкретные вопросы для руководителей. Главное, чтобы учебный материал был связан с особенностями бизнеса и личным опытом руководителя. И помните: `Сделать работу своими руками - мастерство, сделать то же самое чужими - искусство`.



Лариса Бердникова, президент компании `Персонал ЭСТО`:



- Лидерство - это искусство заставить других сделать то, в чем вы убеждены и что, по вашему мнению, должно быть сделано. Это искусство вести за собой других к поставленной цели, определенное вдохновение и влияние. Эффективный руководитель или лидер заставляет других захотеть делать то, что он хочет. Как повысить эффективность? Необходимо мотивировать людей к достижению поставленной цели на ежедневной основе, очень хорошо планировать и делать максимально ясным окончательный результат и определять, в какие сроки это нужно сделать. Эффективный руководитель мыслит только категориями результатов. Эффективный руководитель добивается от других выполнения работы, а не ее исполнения. Другой важный аспект в управлении людьми - способность не погружаться в проблемы подчиненных. И именно эффективные руководители, ведущие к цели и добивающиеся ее достижения, могут называться лидерами.
Другие материалы рубрики
КАРЬЕРА И ОБРАЗОВАНИЕ - спец. приложение
15.12.08Время делает деньги
Как научиться правильно планировать собственный рабочий день
15.12.08Все познается в сравнении
15.12.08Кризис вносит коррективы
15.12.08Тревожное ожидание перемен
Ситуация на рынке труда Республики Коми пока не очень отличается от прошлогодней
15.12.08Коротко
15.12.08Безработица бежит впереди паровоза
15.12.08Новости регионов
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru