Причем степень его использования развивается с небольшим отставанием по времени от уровня интернетизации конкретного региона. Чем большее проникновение получил Интернет в регионе, тем выше число потенциальных соискателей в сети (а также и в региональных базах рекрутинговых порталов). Именно объем и качество базы кандидатов и определяет (наряду со степенью владения инструментами электронного подбора персонала) частоту пользования услугами платных сайтов, специализирующихся в этой области. Северо-Запад России, который считается одним из самых интернетизированных регионов страны, занимает примерно 15% от всей аудитории Рунета. Из этого объема 11-12% приходится на Петербург и только 3-4% - на Мурманск, Архангельск, Петрозаводск, Великий Новгород, Калининград, Сыктывкар и т. д.
Хотя аудитория рекрутинговых порталов растет по Северо-Западу достаточно динамично, в самих регионах существует проблема низкого уровня владения интернет-технологиями и современными методиками подбора персонала через Интернет. А вместе с ней - и проблема низкой активности соискательской аудитории.
К сожалению, в своей деятельности HR-менеджеры региональных компаний далеко не всегда выходят за рамки бесплатных досок объявлений и сайтов, не видя необходимости в дополнительной рекламе вакансий через Интернет. А нередко просто не рассматривают платные услуги порталов как нужные, отдавая предпочтение привычным объявлениям в печатной прессе.
Однако, учитывая совместные усилия всех игроков рынка, путь от доминирования оффлайна до коммерческого успеха `работных` сайтов, который столичный и петербургский рынки уже прошли в интервале 2000-2006 годов, может быть преодолен регионами за год-два.
Что касается конкуренции с традиционными рекрутинговыми фирмами, то крупные интернет-сайты, лидирующие на этом рынке по популярности, объему и качеству базы резюме, соперничают с кадровыми агентствами лишь косвенно. На самом деле агентства - это наиболее активные и квалифицированные пользователи большинства инструментов, которые предоставляет специалисту по HR интернет-рекрутмент. И если фирмы по подбору персонала снимают с компаний большой объем тяжелой работы по предварительному поиску и отбору кандидатов в условиях ограниченных временных или человеческих ресурсов (например, если в компании нет собственного HR-отдела), то услуги интернет-порталов более востребованы работодателями, осуществляющими самостоятельный подбор кадров.
При этом каждое направление может быть востребовано бизнесом в равной степени, а крупные компании зачастую пользуются всеми ими одновременно. Часть вакансий закрывают с помощью агентства, тогда как по другим поиск и приглашение кандидатов ведут усилиями собственного отдела кадров с активным использованием интернет-источников и резюме, содержащихся в базах данных ведущих сайтов по работе.
Тем не менее, в связи с дальнейшим распространением элек-тронного рекрутмента, а также ростом квалификации HR-менеджеров самих компаний конкуренция за внимание работодателя между Интернетом и традиционными кадровыми агентствами будет лишь усиливаться.
Вряд ли можно оспорить тот факт, что интернет-рекрутмент в российских регионах (в том числе и в СЗФО) стремительно развивается. За 2 последних года база резюме компании HeadHunter только по Северо-Западу выросла почти в 6 раз, а клиентская - более чем в 3 раза... |