Петербург и Ленинградская область вполне достойны называться наиболее передовыми в России по развитию автомобильной промышленности. Одних только заводов по производству готовых машин здесь будет шесть. Но уже действующие и еще только запланированные к открытию столкнулись с нехваткой квалифицированных специалистов.
Сколько нужно рабочих рук
Вакансии есть на всех петербургских автозаводах компаний General Motors, Ford, Toyota и Nissan. В перспективе они появятся и на предприятиях Hyundai и Suzuki. Сколько же нужно людей?
Только для запуска первых очередей автосборочных предприятий в Петербурге пяти автоконцернам в совокупности понадобятся, как минимум, около 7 тыс. человек. Открывшая в конце 2007 года завод в Шушарах компания Toyota объявила, к примеру, о создании 600 рабочих мест.
В конце 2008-го и начале следующего года начнут работу предприятия General Motors и Nissan, которым лишь на первых порах понадобится 1,3 тыс. и 750 рабочих соответственно. А на стыке 2010-го и 2011 годов намерены стартовать Hyundai и Suzuki, только первому из которых потребуется до 1,7 тыс. человек на основное производство.
Нельзя сбрасывать со счетов и ветерана петербургского автопрома - завод компании Ford: в связи с расширением производства он готов добавить к уже работающим 2 тыс. человек еще 1,5 тыс. сотрудников. А если добавить к потребности еще и вакансии на предприятиях по производству автокомпонентов (к примеру, всеволожский Nokian), то общая сумма потребности в рабочих руках легко перевалит за 10 тысяч.
Специалисты подорожали
Статистика показывает: уровень заработных плат в нашей стране в последние 3 года стабильно повышается в среднем на 15-20% в год. Причем не всегда это происходит по экономическим причинам, так как нередко работники, пользуясь ситуацией, попросту вынуждают руководство компаний увеличивать их доходы вопреки росту производительности труда и эффективности бизнеса.
Как бы то ни было, но начинающим предприятиям приходится ориентироваться на бывалых коллег. А на том же заводе Ford средняя зарплата уже сейчас составляет свыше 25,5 тыс. рублей в месяц и с 1 сентября вновь вырастет на 10%.
Вывод очевидный: квалифицированному рабочему (а именно такие в подавляющем большинстве и нужны автопрому) платить меньше 25 тыс. рублей ежемесячно нельзя. Не получая этих денег, он тут же уйдет к конкуренту - выбор у него есть. А поскольку местные квалифицированные кадры в необходимом количестве на рынке труда отсутствуют, а перекупать их у коллег дорого и не совсем этично, справедливо возникает вопрос об источниках пополнения трудовых коллективов. Но вариантов немного.
Свои среди чужих
Ситуация на петербургском рынке труда проста: вакансий множество, но кандидатов ищут днем с огнем. А учитывая влияние демографии, можно с уверенностью говорить только об усилении дефицита кадров по всему спектру специальностей. Особенно `сквозных`, как раз чаще всего и применяющихся в автопроме.
В этой связи, когда набрать нужных людей на свободном рынке труда не удается, у руководства предприятий автопрома есть лишь два подходящих способа.
Первый особенно подходит тем из них, кто только собирается запускать производство и состоит в ориентации на местные молодые кадры. Так, как это сделала компания Nissan, заключив договор с петербургской службой занятости. Кроме того, фирма намерена активно работать и с учебными заведениями всех уровней, осуществляя целевую подготовку нужного ей персонала.
Второй годится всем и заключается в возможности привлечения на петербургские заводы квалифицированного персонала из-за рубежа. Конечно, из Бразилии или Таиланда к нам вряд ли поедут - там зарплата, как минимум, в полтора раза выше.
А вот из Узбекистана, Казахстана и Белоруссии - вполне. Ведь в том же Узбекистане на заводе General Motors работает около 5 тыс. человек, которые получают в среднем около $300 - втрое меньше, чем в городе на Неве. И желающие перебраться в Петербург наверняка есть. Однако несовершенство миграционного законодательства и всегда возникающие при переезде работников социальные проблемы тормозят процесс. К тому же полностью ориентироваться на пусть и квалифицированных, но зарубежных работников
означает подвергать бизнес дополнительным рискам.
Конкуренция за персонал обостряется
По прогнозам вице-губернатора Ленобласти Григория Дваса, к 2010 году рабочие автомобильной промышленности в регионе будут получать примерно на 20% больше, чем сейчас. Но процесс может и ускориться...
Учитывая все обстоятельства, предприятия автопрома вынуждены все больше конкурировать не столько в техническом и технологическом планах, сколько в сфере человеческих ресурсов. Причем не только в рамках Петербурга и Ленобласти, но и России, где скоро появится еще с десяток автозаводов.
И похоже, что выиграет самый расторопный и гибкий работодатель, способный предложить специалистам наилучшие условия оплаты и труда.
Мнения специалистов
Ольга Андреева, менеджер по развитию бизнеса, `АНКОР` в Петербурге:
- Автомобильная отрасль оказалась в крайне сложном положении, так как задачу одновременно нанять большое количество профессиональных работников, обладающих высоким уровнем квалификации и знакомых с современными технологиями производства, осложненную высокой концентрацией автопроизводителей в регионе, решить оказалось невозможно. Компании стараются делать это по-разному: некоторые перекупают специалистов у тех, кто раньше вышел на рынок, другие отправляют сотрудников в многомесячные стажировки за рубежом, а третьи делают ставку на обучение специалистов на рабочем месте. В ближайшие два-три года автопром Северо-Запада потребует несколько тысяч работников, и без совместных действий города и автопроизводителей не обойтись. Необходимы законодательные изменения в миграционной политике, корректировка устаревших учебных программ вузов и ссузов, инвестиции в строительство общежитий для рабочих. В противном случае автомобильное производство в Северном Детройте встанет.
Ольга Комисарова, менеджер по персоналу и общим вопросам компании `Ниссан Мэнуфекчуринг Рус`:
- Хотя мы запускаем производство лишь весной следующего года, уже сейчас задумываемся о том, где брать специалистов. Ведь только на первой очереди завода `Ниссан` будет занято около 750 человек (из них офисного и инженерно-технического персонала - около 150 человек), а всего очередей будет пять. К 2015 году нам потребуется увеличить численность инженеров до 500 человек, и без работы на перспективу в кадровой сфере не обойтись. Могу сказать, что наша компания открыта для диалога, мы готовы обсуждать разные варианты решения проблемы дефицита персонала. Вполне возможно, что стоит организовать и обсуждение возможностей привлечения на предприятия автопрома студентов, собрав за одним столом самих учащихся, представителей вузов и работодателей. На мой взгляд, это позволило бы снять многие взаимные претензии и недопонимание и сделать сотрудничество взаимовыгодным.
Наталья Прокофьева, руководитель отдела рекрутмента компании IQ personal:
- Кадровый голод на рынке труда чувствуется особенно остро при подборе рабочих. Тех, кто обладает опытом, можно по пальцам перечесть, а в кандидатах без него компании не заинтересованы, поскольку не хотят тратить время на обучение. Да и сами молодые люди не очень хотят работать на заводе... Понимания, где искать персонал, недостаточно: необходимо также думать, каким образом можно привлечь специалистов. Начинать подбор нужно с тщательного мониторинга рынка труда, а следующим шагом, с учетом его данных, как раз и будет разработка системы мотивации. После этого можно приступать к поиску. Есть и традиционные методы подбора кадров, но существует и множество хитростей и нестандартных способов, которые используют рекрутеры. Считаю, что подбирать персонал должны профессионалы: обращаясь к специализированным агентствам, работодатель экономит как время, так и деньги. |