Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Автопром рулит к успеху - ЭиВ N 35 (719)
КАРЬЕРА И ОБРАЗОВАНИЕ - спец. приложение
Но препятствием на его пути стал дефицит кадров
Автопром рулит к успеху
No. 35 (719) 22.09.2008
Семен Полоцкий
Петербург и Ленинградская область вполне достойны называться наиболее передовыми в России по развитию автомобильной промышленности. Одних только заводов по производству готовых машин здесь будет шесть. Но уже действующие и еще только запланированные к открытию столкнулись с нехваткой квалифицированных специалистов.



Сколько нужно рабочих рук



Вакансии есть на всех петербургских автозаводах компаний General Motors, Ford, Toyota и Nissan. В перспективе они появятся и на предприятиях Hyundai и Suzuki. Сколько же нужно людей?

Только для запуска первых очередей автосборочных предприятий в Петербурге пяти автоконцернам в совокупности понадобятся, как минимум, около 7 тыс. человек. Открывшая в конце 2007 года завод в Шушарах компания Toyota объявила, к примеру, о создании 600 рабочих мест.

В конце 2008-го и начале следующего года начнут работу предприятия General Motors и Nissan, которым лишь на первых порах понадобится 1,3 тыс. и 750 рабочих соответственно. А на стыке 2010-го и 2011 годов намерены стартовать Hyundai и Suzuki, только первому из которых потребуется до 1,7 тыс. человек на основное производство.

Нельзя сбрасывать со счетов и ветерана петербургского автопрома - завод компании Ford: в связи с расширением производства он готов добавить к уже работающим 2 тыс. человек еще 1,5 тыс. сотрудников. А если добавить к потребности еще и вакансии на предприятиях по производству автокомпонентов (к примеру, всеволожский Nokian), то общая сумма потребности в рабочих руках легко перевалит за 10 тысяч.



Специалисты подорожали



Статистика показывает: уровень заработных плат в нашей стране в последние 3 года стабильно повышается в среднем на 15-20% в год. Причем не всегда это происходит по экономическим причинам, так как нередко работники, пользуясь ситуацией, попросту вынуждают руководство компаний увеличивать их доходы вопреки росту производительности труда и эффективности бизнеса.

Как бы то ни было, но начинающим предприятиям приходится ориентироваться на бывалых коллег. А на том же заводе Ford средняя зарплата уже сейчас составляет свыше 25,5 тыс. рублей в месяц и с 1 сентября вновь вырастет на 10%.

Вывод очевидный: квалифицированному рабочему (а именно такие в подавляющем большинстве и нужны автопрому) платить меньше 25 тыс. рублей ежемесячно нельзя. Не получая этих денег, он тут же уйдет к конкуренту - выбор у него есть. А поскольку местные квалифицированные кадры в необходимом количестве на рынке труда отсутствуют, а перекупать их у коллег дорого и не совсем этично, справедливо возникает вопрос об источниках пополнения трудовых коллективов. Но вариантов немного.



Свои среди чужих



Ситуация на петербургском рынке труда проста: вакансий множество, но кандидатов ищут днем с огнем. А учитывая влияние демографии, можно с уверенностью говорить только об усилении дефицита кадров по всему спектру специальностей. Особенно `сквозных`, как раз чаще всего и применяющихся в автопроме.

В этой связи, когда набрать нужных людей на свободном рынке труда не удается, у руководства предприятий автопрома есть лишь два подходящих способа.

Первый особенно подходит тем из них, кто только собирается запускать производство и состоит в ориентации на местные молодые кадры. Так, как это сделала компания Nissan, заключив договор с петербургской службой занятости. Кроме того, фирма намерена активно работать и с учебными заведениями всех уровней, осуществляя целевую подготовку нужного ей персонала.

Второй годится всем и заключается в возможности привлечения на петербургские заводы квалифицированного персонала из-за рубежа. Конечно, из Бразилии или Таиланда к нам вряд ли поедут - там зарплата, как минимум, в полтора раза выше.

А вот из Узбекистана, Казахстана и Белоруссии - вполне. Ведь в том же Узбекистане на заводе General Motors работает около 5 тыс. человек, которые получают в среднем около $300 - втрое меньше, чем в городе на Неве. И желающие перебраться в Петербург наверняка есть. Однако несовершенство миграционного законодательства и всегда возникающие при переезде работников социальные проблемы тормозят процесс. К тому же полностью ориентироваться на пусть и квалифицированных, но зарубежных работников

означает подвергать бизнес дополнительным рискам.



Конкуренция за персонал обостряется



По прогнозам вице-губернатора Ленобласти Григория Дваса, к 2010 году рабочие автомобильной промышленности в регионе будут получать примерно на 20% больше, чем сейчас. Но процесс может и ускориться...

Учитывая все обстоятельства, предприятия автопрома вынуждены все больше конкурировать не столько в техническом и технологическом планах, сколько в сфере человеческих ресурсов. Причем не только в рамках Петербурга и Ленобласти, но и России, где скоро появится еще с десяток автозаводов.

И похоже, что выиграет самый расторопный и гибкий работодатель, способный предложить специалистам наилучшие условия оплаты и труда.



Мнения специалистов



Ольга Андреева, менеджер по развитию бизнеса, `АНКОР` в Петербурге:



- Автомобильная отрасль оказалась в крайне сложном положении, так как задачу одновременно нанять большое количество профессиональных работников, обладающих высоким уровнем квалификации и знакомых с современными технологиями производства, осложненную высокой концентрацией автопроизводителей в регионе, решить оказалось невозможно. Компании стараются делать это по-разному: некоторые перекупают специалистов у тех, кто раньше вышел на рынок, другие отправляют сотрудников в многомесячные стажировки за рубежом, а третьи делают ставку на обучение специалистов на рабочем месте. В ближайшие два-три года автопром Северо-Запада потребует несколько тысяч работников, и без совместных действий города и автопроизводителей не обойтись. Необходимы законодательные изменения в миграционной политике, корректировка устаревших учебных программ вузов и ссузов, инвестиции в строительство общежитий для рабочих. В противном случае автомобильное производство в Северном Детройте встанет.



Ольга Комисарова, менеджер по персоналу и общим вопросам компании `Ниссан Мэнуфекчуринг Рус`:



- Хотя мы запускаем производство лишь весной следующего года, уже сейчас задумываемся о том, где брать специалистов. Ведь только на первой очереди завода `Ниссан` будет занято около 750 человек (из них офисного и инженерно-технического персонала - около 150 человек), а всего очередей будет пять. К 2015 году нам потребуется увеличить численность инженеров до 500 человек, и без работы на перспективу в кадровой сфере не обойтись. Могу сказать, что наша компания открыта для диалога, мы готовы обсуждать разные варианты решения проблемы дефицита персонала. Вполне возможно, что стоит организовать и обсуждение возможностей привлечения на предприятия автопрома студентов, собрав за одним столом самих учащихся, представителей вузов и работодателей. На мой взгляд, это позволило бы снять многие взаимные претензии и недопонимание и сделать сотрудничество взаимовыгодным.



Наталья Прокофьева, руководитель отдела рекрутмента компании IQ personal:



- Кадровый голод на рынке труда чувствуется особенно остро при подборе рабочих. Тех, кто обладает опытом, можно по пальцам перечесть, а в кандидатах без него компании не заинтересованы, поскольку не хотят тратить время на обучение. Да и сами молодые люди не очень хотят работать на заводе... Понимания, где искать персонал, недостаточно: необходимо также думать, каким образом можно привлечь специалистов. Начинать подбор нужно с тщательного мониторинга рынка труда, а следующим шагом, с учетом его данных, как раз и будет разработка системы мотивации. После этого можно приступать к поиску. Есть и традиционные методы подбора кадров, но существует и множество хитростей и нестандартных способов, которые используют рекрутеры. Считаю, что подбирать персонал должны профессионалы: обращаясь к специализированным агентствам, работодатель экономит как время, так и деньги.
Другие материалы рубрики
КАРЬЕРА И ОБРАЗОВАНИЕ - спец. приложение
15.12.08Время делает деньги
Как научиться правильно планировать собственный рабочий день
15.12.08Все познается в сравнении
15.12.08Кризис вносит коррективы
15.12.08Тревожное ожидание перемен
Ситуация на рынке труда Республики Коми пока не очень отличается от прошлогодней
15.12.08Коротко
15.12.08Безработица бежит впереди паровоза
15.12.08Новости регионов
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru