За последние несколько лет российский ювелирный рынок активно растет, констатируют эксперты. В отличие от прироста продаж на этом рынке в целом в мире, ежегодно составляющем около 4,5%, в России этот показатель, по различным оценкам, колеблется от 25% до 30% в год. Связывают такое бурное развитие отрасли с возросшими доходами покупателей, что является твердым основанием для развития производств.
Так, в Петербурге в прошлом году было 900 ювелирных магазинов, а сегодня их уже около 1200, и это далеко не предел, утверждают аналитики: рынок как СЗФО, так и России далек от насыщения. Производители продолжат развивать свою розницу через ювелирные сети, такие как `585`, `Алтын`, работающие в среднеценовом и смешанном сегменте, а также салоны сегмента premium - Platina, Valtera.
Два бриллианта в три карата
Рост ювелирного рынка также объясняется появлением большого количества мелких несетевых магазинов, торгующих товарами массового сегмента. В то же время специалисты - игроки рынка и исследователи - подчеркивают, что такой рост рынка бесперспективен, так как вскоре перестанет удовлетворять спрос граждан, чья требовательность к товару возросла одновременно с доходами. Мелкие магазины продают ювелирные изделия невысокого качества, произведенные в основном в Азии. В случае если даже качество такого украшения сомнений не вызывает, то его дизайн оставляет желать лучшего.
Несмотря на то что сегодня много тех, кто предпочитает купить вещь пусть дороже, зато эксклюзивную, большинство покупок совершается в небольших магазинчиках, торгующих ширпотребом. Связывают это с тем, что в России периода СССР укоренилась традиция покупать `ювелирку`, ориентируясь на вес драгметалла и размер камня, если он в изделии присутствует. Если при этом украшение отличается еще и оригинальностью - совсем хорошо.
То есть требования к дизайну стояли чуть ли не на последнем месте. Поэтому сегодня в дорогие салоны и ювелирные бутики, торгующие брендированным эксклюзивом, идут немногие покупатели. Но специалисты утверждают, что перспектива как раз за салонами и бутиками: мелкие торговцы уйдут с рынка, уступив место сетям и другим крупным игрокам.
Останутся на рынке также и немногочисленные `частники`, которые работают для узкой, `своей`, обычно именитой аудитории и изготавливают суперэксклюзив.
Люди гибнут за металл
Начало 2008 года ознаменовалось обвалом фондового рынка; представители бизнеса, не связанного с ювелирной отраслью, стали массово скупать золотые слитки, желая, таким образом, зафиксировать свои активы. Это породило ситуацию, когда золота стало не хватать производителям ювелирных изделий, да и сам драгметалл заметно подорожал.
Рынок лихорадило, а производство упало почти в 2 раза. Даже сейчас среди производителей сохраняется некоторая настороженность: прогнозируется дальнейший, хотя и не резкий (10-15% в год), рост цен на золото. Возможно, ювелирные изделия еще не раз будут сниматься с продажи для переоценки, но простой ювелирных заводов, который наблюдался в конце зимы-весной, вряд ли повторится.
Аналитики в любом явлении предлагают видеть положительные стороны. Так, ситуация со скачком цен на золото показала, кто на рынке реальные игроки: это крупные производители, имеющие свой сбыт.
Однозначно отрицательным последствием резкого скачка цен на золото, а также укреплением уже существовавшей негативной тенденции стало увеличение `теневого оборота` ювелирных изделий: официальное производство упало, а товара, тем не менее, стало больше. Аналитики утверждают, что сегодня на ювелирном рынке объем контрафактной продукции с поддельными клеймами составляет чуть ли не половину от общего объема. Исправить положение может пересмотр таможенно-тарифной политики.
Так, например, только пошлина на драгоценные камни составляет 20%; остальные сборы почти так же высоки, поэтому стоимость готового изделия вырастет в 2-2,5 раза, в то время как аналогичное импортное стоит на порядки дешевле.
Эксперты считают, что негативные тенденции вполне можно, а главное - нужно переломить. У российского рынка ювелирных изделий есть реальные позитивные перспективы.
Только цифры
На 25-30% в год растет российский ювелирный рынок
в 7 раз темпы роста нашего рынка выше, чем в среднем в мире
|