В начале нынешнего года в Псковском государственном педагогическом университете (ПГПУ) им. С. М. Кирова произошли кадровые изменения. Они и положили начало его реформированию в классический - по форме и мобильно-инновационный - по содержанию.
К новым программам
В мае университет прошел процедуру лицензирования и аккредитации. Деятельность вуза получила самую высокую оценку комиссии из Москвы, включая экспертов Рособрнадзора и Федерального агентства по образованию. Было заявлено, что ПГПУ готов к освоению новых образовательных программ по экономике, менеджменту, прикладной информатике, государственному и муниципальному управлению.
- Эти дисциплины не совсем новы для области, но новы для университета, - говорит проректор по учебной работе Александр Седунов. - А вот регионоведение - принципиальная новинка. Оно предусматривает изучение стран Восточной Европы и Балтийского региона. По окончании вуза такой специалист получит второй диплом переводчика в сфере профессиональных коммуникаций и будет владеть двумя языками.
Среди других новшеств - отделение прикладной информатики на базе физико-математического факультета. Планируется также преобразовать уже существующий социально-гуманитарный факультет в факультет социологии со специальностями `Социальная работа` и `Связи с общественностью`. Кроме того, университет получил разрешение Всероссийского учебно-методического объединения на преподавание юриспруденции. Причем юрфак будет создан в самое ближайшее время с ориентацией на бакалавриат.
Классика в новом `флаконе`
Как утверждает А. Седунов, ПГПУ по кадровому и научно-исследовательскому потенциалу полностью соответствует модели классического университета, поэтому вуз активно продвигается по пути открытия бакалавр-ских и магистерских программ. В частности, уже со следующего учебного года станут постепенно вводить магистерские.
- Как известно, - уточняет проректор, - специалитет потихоньку будет уходить в прошлое. Он останется лишь на инженерных, врачебных и военных специальностях. И коль скоро мы стремимся к классическому университету, нужно понимать, что он немыслим без классических факультетов (таких как филологический и юридический) и факультетов, связанных с научно-естественными направлениями.
Это предполагает и новые программы подготовки. Например, география теперь будет позиционироваться со страноведением и международным туризмом, экологией и природопользованием. А на других факультетах - с лингвистикой, журналистикой, музейным делом и охраной памятников.
- Ситуация такова, - говорит А. Седунов, - что университет должен предоставлять человеку больше возможности выбирать образовательный маршрут. Не только получать единственное образование в начале трудовой карьеры, но и идти к тому, чтобы учиться в течение всей жизни. Поэтому сегодня в университете открывают отделения и центры дополнительного образования и повышения квалификации.
Двойной диплом
Университет планирует и постепенный переход на модульную систему обучения, которая подразумевает процесс, когда несколько близких дисциплин осваивают в рамках одного модуля.
Также постепенно будут вводить систему европей-ских зачетных единиц. При этом вуз ориентируется на то, чтобы по окончании университета давать студенту европейское приложение к диплому. С ним выпускник может планировать свою карьеру не только в России, но и за рубежом. Еще одно новшество - дистанционное образование, когда студент получает ситуационные задания.
Александр Седунов уверен, что студенты, которые поступают в ПГПУ сегодня, скоро уже смогут ездить на стажировку в европейские университеты, а по окончании учебы, возможно, смогут иметь и двойной диплом.
Маршрут к карьере
Двухуровневая система высшего образования вызывает много вопросов не только у абитуриентов, но и у специалистов.
- Мы рассказываем, как развивается образовательная система в стране, на что следует обращать внимание, какие будут нужны специалисты в будущем, - говорит А. Седунов. - А нужны будут активные молодые люди, которые смогут профессионально осваивать информационное пространство и приобретать умения и навыки. Но самое главное - двух-уровневая система вузов-ской подготовки дает молодому специалисту возможность планировать карьеру и выстраивать дальнейший образовательный маршрут.
|