Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Штопор на взлете - ЭиВ N 33 (717)
ТРАНСПОРТ
Штопор на взлете
No. 33 (717) 08.09.2008
Борис УШАКОВ
Российская авиация испытывает болезнь роста. Некоторые это называют кризисом. А пассажиры, которые не могут улететь из-за отмены рейсов, используют иные выражения
Проблемы альянса AiRUnion, в которые входят авиакомпании `КрасЭйр` и `Домодедовские авиалинии`, `Самара`, `Омскавиа` и `Сибавиатранс`, затронули интересы тысяч пассажиров. Задержки рейсов приняли массовый характер - сначала из-за долгов перед поставщиками топлива, потом, когда государство выделило из резерва 24 тыс. тонн керосина, - из-за нарушенной сетки полетов в предыдущие дни и неритмичных поставок топлива (не во всех аэропортах, как оказалось, есть госрезервы).

В Международной ассоциации руководителей авиапредприятий предупредили, что банкротство авиаперевозчиков, входящих в альянс, `может повлечь за собой цепь банкротств других хозяйствующих субъектов и серьезные социальные последствия.

В результате может снизиться инвестиционная привлекательность авиапредприятий, многие из которых функционируют за счет заемных средств`. Кроме того, отмены рейсов начались и у других перевозчиков. В том числе, у `Трансаэро` и Sky Express. А у некоторых авиакомпаний снизились котировки акций на бирже.

Для беспокойства инвесторов есть повод: российские аэропорты оказались в сложном положении из-за `систематических неплатежей со стороны отдельных перевозчиков`. О величине финансовых брешей в обороте у них можно только догадываться. Известно, что долги AiRUnion перед поставщиками топлива и наземных услуг превысили $1 млрд...



Атака контролеров



В 2008 году аналитики с тревогой следили за положением дел в отрасли: в последнее время ужесточились технические требования к самолетам, что потребовало от их владельцев дополнительных капиталовложений.

Авиаперевозчики, чтобы не потерять рынок, были вынуждены тратить огромные средства на обновление воздушного парка. Плюс к тому недавно повысились аэропортовые сборы, а цены на авиатопливо стали для многих просто неподъемными...

Плюс известие о передаче госактивов AiRUnion госкорпорации `Ростехнологии`. Если предусмотрен такой сценарий для одних, то почему он неприменим и для остальных перевозчиков?

Причем `Ростехнологиям` при `банкротном варианте` активы достаются по минимальной стоимости. Важен сам прецедент: государство может в любой момент потребовать свою долю в любой компании, где имеет акции. Причем `натурой`...

Для частных предпринимателей такой `дележ`, если перед этим компания вдруг оказывается на грани банкротства - шок. Правда, государство в таком случае рискует столкнуться с `защитными` мерами. Например, акции могут быть заложены в банке под развитие компании. В таком случае государство `подсаживает` вместе с банкротом и банк, который дал ему взаймы.



Кто вздувает цены на билеты



Посмотрим, что происходило на авиарынке перед началом кризиса. В 2006-2007 гг. государство грозило навести порядок на нем, а затем приступило к практическим шагам. Сначала в Росавиации усердно проверяли техническое состояние парка воздушных судов.

Из отчетов следовало: в РФ слишком много зарегистрировано авиаперевозчиков, которые только числятся на бумаге или работа которых, по крайней мере частично, ушла в `тень`. В

Росавиации были недовольны засильем мелких компаний, не способных эффективно выполнять регулярные рейсы.

В 2008-м на рынке отмечена активизация проверок перевозчиков налоговыми органами. Налоговики предъявили ряду авиакомпаний претензии. Больше всего - компании `КрасЭйр`, которая входит в альянс AiRUnion.

Постарались и в Федеральной антимонопольной службе (ФАС), выявляя незаконные завышения цен авиакомпаний на билеты. В результате, например, в `Трансаэро` пообещали немного снизить тарифы на внутрироссийские полеты после 10 сентября.

Аналогичные решения ожидают и от `КД авиа`. Причем в Управлении ФАС по Калининградской области считают, что решение суда по делу `КД авиа` должно стать прецедентом для пресечения `монополистических действий` и других компаний, ущемляющих интересы потребителей.

Антимонопольщики взялись и за поставщиков авиатоплива, цены на которое сочли завышенными. По данным ФАС, с ноября 2007-го по июнь 2008 года цены на авиакеросин выросли на 70%. По разным оценкам, это на 10-40% больше обоснованного уровня. Сбить цены должны были альтернативные поставщики керосина и `вычитание` посредников из цепочки его реализации.

В ФАС уже возбудили дела по признакам согласованных действий, которые привели или могли привести к наценкам на керосин с ноября 2007-го по июнь 2008 года. Речь идет о Москве, Новосибирске и Южно-Сахалинске.

В Петербурге обвинения были предъявлены ООО `ПО Киришинефтеоргсинтез`. Они рассматривались в цепочке дел, касающихся злоупотреблений доминирующим положением на рынке авиакеросина и дизельного топлива. Фигурантами в июле стали `Газпром нефть`, `ТНК-ВР`, НК `Роснефть`, `Сургутнефтегаз` и `ЛУКОЙЛ`.

Теперь к армии контролеров добавились еще и аудиторы Счетной палаты...



За все заплатят пассажиры



Массированные атаки не могли не отразиться на общем самочувствии авиарынка. Однако в Минтрансе РФ полагают, что государство занято его оздоровлением. В частности, в августе начались продажи авиакеросина на бирже. Но их нельзя назвать массовыми. И пока они не оказали серьезного воздействия на рынок.

Дальнейшие шаги по укреплению авиарынка предполагается обсудить на `круглом `столе` `Возрождение региональной аэропортовой инфраструктуры`, который пройдет в конце сентября в Москве.

Представители некоторых компаний также полагают: кризисная ситуация спровоцирована искусственно. Но вот кто именно виноват - тут мнения расходятся.

Одни винят неэффективное госрегулирование рынка. Другие - поставщиков авиатоплива. Третьи - авиаперевозчиков. В частности, в ООО `ТД `Топливное обеспечение аэропортов` утверждают, что руководство AiRUnion не смогло грамотно обслуживать долгосрочную задолженность и поддерживать текущую производственную деятельность. Теперь этим займутся новые менеджеры реформируемого альянса.



Другие материалы рубрики
ТРАНСПОРТ
22.12.08Люди – основной капитал компании
22.12.08Октябрьская магистраль – генератор инноваций
22.12.08На главном направлении
22.12.08Важная практика в региональном бюджете
22.12.08С опорой на отечественного производителя
22.12.08Стальные нервы отечественной экономики
22.12.08Возить пассажиров далеко и близко
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru