Проблемы альянса AiRUnion, в которые входят авиакомпании `КрасЭйр` и `Домодедовские авиалинии`, `Самара`, `Омскавиа` и `Сибавиатранс`, затронули интересы тысяч пассажиров. Задержки рейсов приняли массовый характер - сначала из-за долгов перед поставщиками топлива, потом, когда государство выделило из резерва 24 тыс. тонн керосина, - из-за нарушенной сетки полетов в предыдущие дни и неритмичных поставок топлива (не во всех аэропортах, как оказалось, есть госрезервы).
В Международной ассоциации руководителей авиапредприятий предупредили, что банкротство авиаперевозчиков, входящих в альянс, `может повлечь за собой цепь банкротств других хозяйствующих субъектов и серьезные социальные последствия.
В результате может снизиться инвестиционная привлекательность авиапредприятий, многие из которых функционируют за счет заемных средств`. Кроме того, отмены рейсов начались и у других перевозчиков. В том числе, у `Трансаэро` и Sky Express. А у некоторых авиакомпаний снизились котировки акций на бирже.
Для беспокойства инвесторов есть повод: российские аэропорты оказались в сложном положении из-за `систематических неплатежей со стороны отдельных перевозчиков`. О величине финансовых брешей в обороте у них можно только догадываться. Известно, что долги AiRUnion перед поставщиками топлива и наземных услуг превысили $1 млрд...
Атака контролеров
В 2008 году аналитики с тревогой следили за положением дел в отрасли: в последнее время ужесточились технические требования к самолетам, что потребовало от их владельцев дополнительных капиталовложений.
Авиаперевозчики, чтобы не потерять рынок, были вынуждены тратить огромные средства на обновление воздушного парка. Плюс к тому недавно повысились аэропортовые сборы, а цены на авиатопливо стали для многих просто неподъемными...
Плюс известие о передаче госактивов AiRUnion госкорпорации `Ростехнологии`. Если предусмотрен такой сценарий для одних, то почему он неприменим и для остальных перевозчиков?
Причем `Ростехнологиям` при `банкротном варианте` активы достаются по минимальной стоимости. Важен сам прецедент: государство может в любой момент потребовать свою долю в любой компании, где имеет акции. Причем `натурой`...
Для частных предпринимателей такой `дележ`, если перед этим компания вдруг оказывается на грани банкротства - шок. Правда, государство в таком случае рискует столкнуться с `защитными` мерами. Например, акции могут быть заложены в банке под развитие компании. В таком случае государство `подсаживает` вместе с банкротом и банк, который дал ему взаймы.
Кто вздувает цены на билеты
Посмотрим, что происходило на авиарынке перед началом кризиса. В 2006-2007 гг. государство грозило навести порядок на нем, а затем приступило к практическим шагам. Сначала в Росавиации усердно проверяли техническое состояние парка воздушных судов.
Из отчетов следовало: в РФ слишком много зарегистрировано авиаперевозчиков, которые только числятся на бумаге или работа которых, по крайней мере частично, ушла в `тень`. В
Росавиации были недовольны засильем мелких компаний, не способных эффективно выполнять регулярные рейсы.
В 2008-м на рынке отмечена активизация проверок перевозчиков налоговыми органами. Налоговики предъявили ряду авиакомпаний претензии. Больше всего - компании `КрасЭйр`, которая входит в альянс AiRUnion.
Постарались и в Федеральной антимонопольной службе (ФАС), выявляя незаконные завышения цен авиакомпаний на билеты. В результате, например, в `Трансаэро` пообещали немного снизить тарифы на внутрироссийские полеты после 10 сентября.
Аналогичные решения ожидают и от `КД авиа`. Причем в Управлении ФАС по Калининградской области считают, что решение суда по делу `КД авиа` должно стать прецедентом для пресечения `монополистических действий` и других компаний, ущемляющих интересы потребителей.
Антимонопольщики взялись и за поставщиков авиатоплива, цены на которое сочли завышенными. По данным ФАС, с ноября 2007-го по июнь 2008 года цены на авиакеросин выросли на 70%. По разным оценкам, это на 10-40% больше обоснованного уровня. Сбить цены должны были альтернативные поставщики керосина и `вычитание` посредников из цепочки его реализации.
В ФАС уже возбудили дела по признакам согласованных действий, которые привели или могли привести к наценкам на керосин с ноября 2007-го по июнь 2008 года. Речь идет о Москве, Новосибирске и Южно-Сахалинске.
В Петербурге обвинения были предъявлены ООО `ПО Киришинефтеоргсинтез`. Они рассматривались в цепочке дел, касающихся злоупотреблений доминирующим положением на рынке авиакеросина и дизельного топлива. Фигурантами в июле стали `Газпром нефть`, `ТНК-ВР`, НК `Роснефть`, `Сургутнефтегаз` и `ЛУКОЙЛ`.
Теперь к армии контролеров добавились еще и аудиторы Счетной палаты...
За все заплатят пассажиры
Массированные атаки не могли не отразиться на общем самочувствии авиарынка. Однако в Минтрансе РФ полагают, что государство занято его оздоровлением. В частности, в августе начались продажи авиакеросина на бирже. Но их нельзя назвать массовыми. И пока они не оказали серьезного воздействия на рынок.
Дальнейшие шаги по укреплению авиарынка предполагается обсудить на `круглом `столе` `Возрождение региональной аэропортовой инфраструктуры`, который пройдет в конце сентября в Москве.
Представители некоторых компаний также полагают: кризисная ситуация спровоцирована искусственно. Но вот кто именно виноват - тут мнения расходятся.
Одни винят неэффективное госрегулирование рынка. Другие - поставщиков авиатоплива. Третьи - авиаперевозчиков. В частности, в ООО `ТД `Топливное обеспечение аэропортов` утверждают, что руководство AiRUnion не смогло грамотно обслуживать долгосрочную задолженность и поддерживать текущую производственную деятельность. Теперь этим займутся новые менеджеры реформируемого альянса.
|