Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Нестраховой случай - ЭиВ N 33 (717)
ФИНАНСЫ
Нестраховой случай
No. 33 (717) 08.09.2008
Алексей КРЫЛОВ
КАСКО и ОСАГО в России - самые убыточные из всех видов страхования: около двух третей от всех выплат приходится именно на них
При этом до 70% страховых случаев связано с ДТП, а примерно 30% - с противоправными действиями третьих лиц (угонами, хищениями, порчей автомобилей и кражами из них). При таком широком перечне страховых случаев существуют ситуации, при которых страховые компании отказывают в выплате.

На прошедшем в Петербурге `круглом столе` `Нестраховые случаи по КАСКО и ОСАГО: необоснованные требования выплат` автостраховщики, аварийные комиссары и представители водительского сообщества обсудили несколько распространенных ситуаций, обычно вызывающих споры между сторонами.



Любительское мошенничество



`С намеренным и профессиональным мошенничеством сложно бороться, его сложно выявить`, - признал заместитель руководителя департамента экспертизы и оценки ассистанской компании `ЛАТ` Алексей Дружинин.

При этом, по его словам, аварийные комиссары чаще всего сталкиваются с фактами `любительского мошенничества`, когда человек пытается приписать `свежим` страховым событиям ранее случившиеся повреждения или повреждения, не соответствующие действительности.

Например, страхователь заявляет о противоправных действиях третьих лиц, пока машина находилась без присмотра, однако прибывший на место происшествия комиссар по определенным признакам делает вывод о том, что имел место наезд на препятствие в процессе неаккуратной парковки.

`Такие случаи наши комиссары достаточно хорошо выявляют`, - предупредил Дружинин.



О важности процедур



Интересы водителей бросился защищать председатель Петербургского регионального отделения МОД `Комитет по защите прав автомобилистов` Александр Холодов: `Полагаю некорректным считать это мошенничеством. Что, скорее всего, произошло? Человек попал в ДТП, и, понимая, что в 3 часа ночи на трассе он будет очень долго ждать ГАИ (или ему надо быстро уехать по делу), он откладывает разборку со страховой компанией... Непонятно, почему страховщикам так нужно выяснить, в каком именно месте произошло ДТП - во дворе или на дороге? Итог абсолютно одинаков - по КАСКО страховщик заплатит. Но для СК важен другой момент - возможность получить суброгацию с компании виновника. А детальное выяснение обстоятельств в данной ситуации - это попытка СК просто минимизировать свои затраты и затянуть выплату`.

С таким заявлением категорически не согласились страховщики. Так, директор Санкт-Петербургского филиала СК `РК-гарант` Евгений Константинов предупредил о том, что без вызова на место ДТП представителя ГИБДД никто не сможет дать гарантию, что наезд на дерево был совершен в трезвом виде (а ДТП, совершенные в пьяном виде, обычно - нестраховой случай). Однако А. Дружинин напомнил: `Вполне может быть так, что человек, попавший в ДТП, уже получил деньги с виновника`.



Третье лицо в споре необходимо



Точку в споре поставил преподаватель отделения страхового права Санкт-Петербургского института управления и права Сергей Краснов, который напомнил, что любые выплаты, производимые страховщиками, фиксируются государственными налоговыми органами. И в том случае, если они оказываются необоснованными, к страховщику могут быть применены санкции: размер выплаты будет отнесен не на себестоимость, а вычтен из прибыли.

`Потому страховщики обязаны действовать строго в рамках закона, - разъяснил С. Краснов. - Нужно четко толковать такие действия как умышленное введение в заблуждение и как мошенничество. Торопишься - это твои проблемы, для правосудия эти факты значения не имеют. Для того чтобы урегулировать отношения со страховой компанией, нужно соблюдать определенный формат`.

Алексей Дружинин в любом случае советует и страховщикам, и автолюбителям обращаться к услугам аварийных комиссаров, которые более детально, чем служба ГИБДД, подходят к фиксации ДТП: `Аварийный комиссар пытается не просто установить чью-либо вину в том или ином происшествии, но и объективно оценить сумму и место ущерба, понять правдоподобность излагаемых событий, ознакомиться детально с документами`.



Между тем



Справки из компетентных органов стандартны, но их количество может меняться.

Если страхователь попал в ДТП и хочет беспроблемно и оперативно получить выплаты, эксперты советуют ему предоставить следующие документы из правоохранительных органов:

 справку об участии в ДТП,

 справку по форме 748 (это номер приказа МВД РФ, утвердившего ее форму),

 протокол,

 постановление по делу об административном правонарушении.



`Если ущерб произошел в результате противоправных действий третьих лиц или по другим причинам, не связанным с ДТП, то необходимо показать страховщику талон - уведомление из милиции и соответствующее постановление или определение из милиции`, - добавила специалист отдела перестрахования СК `Капитал полис страхование` Екатерина Ульрих.

В зависимости от конкретной ситуации количество документов, которые потребует страховщик от клиента, может увеличиться. `Это может произойти в случае, когда за рулем находился не собственник автомобиля, а другой человек, - предупредил директор СПб филиала СК `РК-Гарант` Евгений Константинов. - Тогда в качестве дополнительного документа потребуется доверенность на управление этой машиной`.



Мнения специалистов



Юрий Берхман,

директор по развитию имущественных видов страхования СК `АСК-Петербург`:

- Определения того, какой случай является страховым, а какой - нестраховым, должны быть так сформулированы в договоре страхования, чтобы их разное толкование было исключено. Я противник формулировок типа: `В случае если... страховщик имеет право уменьшить или отказать...`.

Страховой случай - платим. Нестраховой - отказ. Четко и без обид.

Относительно примеров `спорных` случаев. В ОСАГО это случаи самопроизвольного движения ТС, случаи повреждения другого ТС при открывании пассажирской двери на стоянке. Вопрос: является ли это эксплуатацией ТС?

В КАСКО возможны пограничные по суммам случаи, когда в договоре страхования есть опции типа: `Если величина ущерба не превосходит $500...`, то есть функция оценки ущерба переложена на клиента. Лучше если бы на клиента таких обязанностей не возлагалось.



Валентин Смышляев,

директор филиала `Первой страховой компании в Санкт-Петербурге:

- В законодательстве РФ угон и хищение - абсолютно разные вещи. Угон - это неправомерное завладение транспортным средством (ТС) без цели хищения. Хищение - это корыстное, противоправное изъятие чужого имущества и/или его обращение в пользу виновного или иных лиц. При этом, в отличие от угона, цель - изъять имущество из владения собственника навсегда.

Путаница в этих терминах возникла в связи с тем, что некоторые страховщики изначально под `хищением` и `угоном` понимали совокупность имущественных рисков. Если страховая компания, говоря `угон`, имеет в виду `хищение`, то опасаться нечего - клиент получит выплату. Если же в договоре определения угона не дается - значит оно будет взято из действующего законодательства и будет трактоваться, как описано выше, а это затруднит либо сделает невозможным выплату страхового возмещения.



Другие материалы рубрики
ФИНАНСЫ
29.12.08«Московский капитал» пытаются спасти
29.12.08Лучше не рисковать
29.12.08Волшебная карта
С 1 января 2009-го Россия вступает в международную систему «Зеленая карта» (Green Card)
29.12.08Новости рынка
29.12.08Что ждет финансовый рынок в 2009 году?
29.12.08«Дна» мы все еще не достигли
29.12.08Долг строителей платежом красен
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru