Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Законы рынка не обмануть - ЭиВ N 32 (716)
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК
Законы рынка не обмануть
No. 32 (716) 01.09.2008
Александр ПИРАЛОВ
Цены на бензин будут продолжать расти. Такое предположение высказал руководитель управления ФАС по Вологодской области Александр Сазонов
Эта служба постоянно отслеживает рынок, но никаких признаков сговора топливных компаний пока не обнаружено.



Соло для `ЛУКОЙЛа`



Цены на бензин в последнее время не просто растут каждую неделю. Они в Вологодской области уже вдвое перегнали инфляцию. Только за последний квартал стоимость топлива поднялась на 15%.

Как считают специалисты управления, главной проблемой стала монополизация вологодского рынка. Абсолютным лидером является компания `ЛУКОЙЛ`. Половина имеющихся в области заправок принадлежит ей, она же определяет и цены.

Хотя, казалось бы, в Череповце есть продавцы, которые могли бы бросить перчатку `ЛУКОЙЛу`, - это `Эндиком-инвест` и `Вест-маркет`. Однако выснилось, что одна работает под `флагом` все того же `ЛУКОЙЛа`, а другая - петербургского `Шелла`, который недавно начал действовать в области, но занимает не более 10% рынка.

Выходов, по мнению антимонопольщиков, может быть несколько. Во-первых - привести на местный топливный рынок еще одного серьезного игрока. А во-вторых - всерьез взяться за бензиновый вопрос на общегосударственном уровне. Впрочем, обстановка на рынке топлива в Вологод-ской области, может, и не столь типична.

- Все не совсем так, как подали центральные СМИ, - сказал Александр Сазонов, комментируя информацию некоторых газет и каналов ТВ о немедленной реакции федеральной антимонопольной службы на резкую критику премьер-министра на совещании в Северодвинске, посвященном обстановке на топливном рынке страны. Против ведущих игроков этого рынка, в том числе `ЛУКОЙЛа`, были возбуждены дела. Однако Александр Сазонов пояснил, что это произошло гораздо раньше совещания в Северо-двинске.

В этом году в России было возбуждено около 150 топливных дел. Началось в мае-июне, когда из-за нехватки керосина на три дня начали задерживаться вылеты самолетов. Потом эти дела объединили. Но факт остается фактом: цены на дизельное топливо пошли расти быстрее цен на 98-й бензин, требуемый, в первую очередь, для заправки иномарок. Объяснение простое.

Потребность в дизельном топливе очень высока, и ее не в состоянии удовлетворить отечественная промышленность, чем и воспользовались монополисты.

В Вологодской области предприятий нет, потому рост цен на бензин в регионе оказался самым высоким на Северо-Западе.

Фирмы, торгующие топливом, входят в состав вертикально интегрированных холдингов, объемлющих и сами нефтеперерабатывающие заводы. Работают они в основном на устаревшем оборудовании, что влияет на себестоимость продукции. Модернизировать бы их, да только руководителям компаний не до того.



Хорошо забытое старое



Еще во времена министерства по антимонопольной политике его руководитель г-н Южаков предлагал ввести биржевую торговлю бензином, дабы перевести цену на топливо в плоскость отношений только продавца и покупателя, а еще - создать государственный резерв ГСМ. В конечном счете проблема сводится все к тому же... Ну и к разработке и принятию таких законов, которые стимулировали бы производителя больше готовой продукции оставлять в стране.

Правда, появилось предложение строить казенные нефтеперерабатывающие предприятия. Но это - палка о двух концах. Несколько лет назад на Украине в период посевной правительство ввело дотирование цен на бензин. Это привело к тому, что подешевевшее топливо в один миг раскупили толстосумы, и до села оно так и не дошло. Разразился бензиновый кризис. Есть ли у нас гарантия, что не начнется массовая скупка более дешевой продукции казенных `нефтеперегонок`? Ведь в этой обстановке частные компании просто вздуют цены.

Так что вряд ли целесообразно вершить насилие над объективными экономическими законами. Их не обмануть. В свое время этого не учли и власти Вологодской области, предоставившие на региональном топливном рынке преференции компании `ЛУКОЙЛ`.
Другие материалы рубрики
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК
29.12.08Презент тому, у кого все есть
Деловому партнеру лучше подарить что-нибудь бесполезное...
29.12.08Новогодний дисконт
29.12.08Крепкие поправки к прошлогодним традициям
Впервые за последние годы россияне стали меньше употреблять крепких алкогольных напитков
29.12.08В сетях неплатежей
29.12.08«Карманный» друг в подарок
29.12.08Панельные горизонты
Каким будет компьютер ближайшего будущего? Большинство экспертов сходятся в одном: скорее всего – сенсорная панель
29.12.08«Хоббиты» среди ноутбуков
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru