Эта служба постоянно отслеживает рынок, но никаких признаков сговора топливных компаний пока не обнаружено.
Соло для `ЛУКОЙЛа`
Цены на бензин в последнее время не просто растут каждую неделю. Они в Вологодской области уже вдвое перегнали инфляцию. Только за последний квартал стоимость топлива поднялась на 15%.
Как считают специалисты управления, главной проблемой стала монополизация вологодского рынка. Абсолютным лидером является компания `ЛУКОЙЛ`. Половина имеющихся в области заправок принадлежит ей, она же определяет и цены.
Хотя, казалось бы, в Череповце есть продавцы, которые могли бы бросить перчатку `ЛУКОЙЛу`, - это `Эндиком-инвест` и `Вест-маркет`. Однако выснилось, что одна работает под `флагом` все того же `ЛУКОЙЛа`, а другая - петербургского `Шелла`, который недавно начал действовать в области, но занимает не более 10% рынка.
Выходов, по мнению антимонопольщиков, может быть несколько. Во-первых - привести на местный топливный рынок еще одного серьезного игрока. А во-вторых - всерьез взяться за бензиновый вопрос на общегосударственном уровне. Впрочем, обстановка на рынке топлива в Вологод-ской области, может, и не столь типична.
- Все не совсем так, как подали центральные СМИ, - сказал Александр Сазонов, комментируя информацию некоторых газет и каналов ТВ о немедленной реакции федеральной антимонопольной службы на резкую критику премьер-министра на совещании в Северодвинске, посвященном обстановке на топливном рынке страны. Против ведущих игроков этого рынка, в том числе `ЛУКОЙЛа`, были возбуждены дела. Однако Александр Сазонов пояснил, что это произошло гораздо раньше совещания в Северо-двинске.
В этом году в России было возбуждено около 150 топливных дел. Началось в мае-июне, когда из-за нехватки керосина на три дня начали задерживаться вылеты самолетов. Потом эти дела объединили. Но факт остается фактом: цены на дизельное топливо пошли расти быстрее цен на 98-й бензин, требуемый, в первую очередь, для заправки иномарок. Объяснение простое.
Потребность в дизельном топливе очень высока, и ее не в состоянии удовлетворить отечественная промышленность, чем и воспользовались монополисты.
В Вологодской области предприятий нет, потому рост цен на бензин в регионе оказался самым высоким на Северо-Западе.
Фирмы, торгующие топливом, входят в состав вертикально интегрированных холдингов, объемлющих и сами нефтеперерабатывающие заводы. Работают они в основном на устаревшем оборудовании, что влияет на себестоимость продукции. Модернизировать бы их, да только руководителям компаний не до того.
Хорошо забытое старое
Еще во времена министерства по антимонопольной политике его руководитель г-н Южаков предлагал ввести биржевую торговлю бензином, дабы перевести цену на топливо в плоскость отношений только продавца и покупателя, а еще - создать государственный резерв ГСМ. В конечном счете проблема сводится все к тому же... Ну и к разработке и принятию таких законов, которые стимулировали бы производителя больше готовой продукции оставлять в стране.
Правда, появилось предложение строить казенные нефтеперерабатывающие предприятия. Но это - палка о двух концах. Несколько лет назад на Украине в период посевной правительство ввело дотирование цен на бензин. Это привело к тому, что подешевевшее топливо в один миг раскупили толстосумы, и до села оно так и не дошло. Разразился бензиновый кризис. Есть ли у нас гарантия, что не начнется массовая скупка более дешевой продукции казенных `нефтеперегонок`? Ведь в этой обстановке частные компании просто вздуют цены.
Так что вряд ли целесообразно вершить насилие над объективными экономическими законами. Их не обмануть. В свое время этого не учли и власти Вологодской области, предоставившие на региональном топливном рынке преференции компании `ЛУКОЙЛ`. |