Весна и лето 2008-го отмечены увеличением предложения новых продуктов. В Промсвязьбанке, после того как в I квартале 2008 года обновили линейку своих программ, сообщили об
утроении, по сравнению с аналогичным периодом 2007-го, объемов выданных кредитов.
В Северо-Западном банке Сбербанка РФ объем кредитов малому бизнесу вдвое превысил общую сумму выданных потребительских кредитов. При этом оба сегмента в I полугодии 2008-го увеличились, соответственно, на 23%, что способствовало росту портфеля банка. Усилили акцент на средний и малый бизнес в Банке ВТБ Северо-Запад.
В Российском банке развития заключили соглашение о сотрудничестве с Российским агентством поддержки малого и среднего бизнеса, что дало дополнительный импульс развития проектов для предпринимателей. В Банке Москвы вывели на рынок ряд продуктов микрофинансирования. А в Москоммерцбанки начали принимать онлайн-заявки на кредиты для малого и среднего бизнеса.
Летом расширился круг банков, участвующих в работе городского Фонда содействия кредитованию малого бизнеса в Петербурге. В частности - за счет Банка `Санкт-Петербург`. В августе в их списке насчитывалось 19 банков. Соответственно, фонд предполагает увеличить объемы деятельности. А за 6 месяцев 2008 года при его поручительстве заключено договоров предпринимателей с банками на 270 млн руб.
Участие в программе позволяет предприятиям малого и среднего бизнеса получить возмещение до 90% затрат, связанных с получением кредитов в банке: платы за предоставление кредита; платы за предоставление поручительства некоммерческой организации `Фонд содействия кредитованию малого бизнеса`; затрат, связанных с уплатой процентов по кредиту.
Специалисты обосновывают повышенный интерес к малому и среднему бизнесу как количественным, так и качественным ростом в этом сегменте. Умение `окучивать` этот рынок во многом связано с опытом персонала. Осторожные шаги в этом направлении для многих банков объясняются дефицитом специалистов по малому и среднему бизнесу. Именно в них больше всего говорят о том, что финансовые риски в подобные программы для них неприемлемы.
Не случайно, перед тем как предложить новые программы для этого сектора рынка, в ряде банков укрепили свои кадры менеджеров. Только после этого была зафиксирована тенденция к упрощению процедур оформления документов для столь специфических заемщиков. Сыграла свою роль и господдержка производства высокотехнологичной продукции: инвестиции в такие проекты в банках считают наименее рискованными, как и программы развития автосервисов или фитнес-центров.
В целом Северо-Западный регион считается зоной, благоприятствующей росту малого и среднего бизнеса. И это тоже оказывает влияние на политику банков. Однако по-прежнему ставка устанавливается для заемщиков индивидуально. Новый акцент - в том, что предприниматели теперь сами могут влиять на уровень этих ставок. Благодаря этому условия выдачи им кредитов в целом не ухудшились, несмотря на увеличение ставок рефинансирования Центробанком.
Работа с клиентами, улучшение качества сервиса - залог успеха банков сегодня, когда в условиях возрастающей конкуренции ресурсы по предоставлению льгот при кредитовании малого бизнеса во многих банках сближаются. |