Ситуация на рынке труда диктует свои правила. Учитывая явную необходимость притока рабочих рук извне, многие компании уже практикуют `завоз` специалистов из самых разных уголков страны и зарубежья. Но не обходится и без проблем.
Кто и как `завозит`
В российских условиях само по себе перемещение работника из одной точки в другую - уже проблема. Причем не одна. Но и предпринимают такие меры не от хорошей жизни.
По данным исследования компании ANCOR, в основном перемещают либо управленцев высокого и среднего должностного уровня, либо `узких` специалистов. Например - опытных бухгалтеров по западным стандартам отчетности или технологов мало распространенной специализации. Причем пока поток идет, по большей части, из центра в регионы. Объемы `вывоза` из Москвы, например руководителей среднего звена, почти вдвое выше объемов `ввоза` (56% против 33%).
Причины `завоза` профессионалов понятны. Это и региональная экспансия крупных компаний (им нужны новые рынки), и не-однородный экономический и социальный рост различных регионов (на местах нужного `спеца` просто нет), и появление желающих переселиться за пределы больших городов, и банальная нехватка кадров практически во всех сферах экономики.
По данным ANCOR, от 34 до 61% крупных компаний готовы к релокации специалистов, однако минимум как раз присущ российской столице. И, напротив, фирмы Ростова-на-Дону и Краснодара в гораздо большей степени готовы их перевозить (60 и 61% соответственно).
Объективные трудности
Прежде чем принять окончательное решение о необходимости межрегионального поиска специалиста, нужно трезво взвесить все за и против такого шага.
За говорят следующие аргументы. Руководство компании должно быть абсолютно уверено в необходимости нового сотрудника для развития бизнеса. Поиски подходящего кандидата внутри предприятия и в `родном` регионе не дают результата: подходящего человека попросту нет. Приблизительная оценка затрат на поиск нужного специалиста на другой территории и его перемещение ниже, чем его ценность в перспективе.
Какие расходы могут быть? Деньги потребуются на организацию переезда сотрудника (и членов его семьи) к месту работы. На аренду (или приобретение) жилья. На медицинское страхование и, возможно, на трудоустройство взрослых членов семьи специалиста и перевод детей в новый дет-ский сад или школу.
Для начала следует трезво оценить перспективы региона, компании, сотрудника и членов его семьи. К тому же стоит учитывать, что средний класс в России (в сравнении с европейским и американским) менее склонен к смене места проживания и готов рассматривать предложение о переезде только в случае, если уровень предполагаемых доходов будет на порядок выше рыночной цены в регионе.
Нельзя забывать и того, что кандидат, `вырванный` из привычного круга общения и места жительства, по самым разным причинам может изменить решение о переезде в любой момент.
Такими причинами могут стать и отказ от переезда любого члена семьи, и значительное отличие обещанных условий размещения и уровня доходов от реальных. Когда человек понимает, что той заработной платы, на которую он согласился, для жизни в новом регионе явно недостает, он способен на решительные шаги.
На провал его адаптации могут оказать влияние и такие, казалось бы, не слишком значительные факторы, как климатические условия или правила ведения бизнеса. Ведь южанину, привыкшему к щедрому солнцу, даже психологически очень трудно приспособиться к условиям полярной ночи...
Хочешь не хочешь
Вместе с тем перемещение рабочих рук из одного региона в другой - объективная необходимость. Потребность в сотрудниках растет: по сведениям ANCOR, в первой половине 2008 года от 82 до 100% компаний (в разных регионах) запланировали увеличение численности персонала. |