- Ежегодно из-за рубежа в Россию приезжают до 25 млн человек. Примерно половина из них намерена здесь трудиться. Однако число иностранных граждан, работающих в стране на законных основаниях, в этом году немногим превысит 3 млн человек.
Пока значительная часть приезжих зарабатывает деньги в обход закона, и, следовательно, государство теряет значительные средства в виде невыплаченных налогов. Речь может идти о сумме в $8 млрд. К тому же еще $10 млрд мигранты вывозят, минуя систему госконтроля. Это не может не беспокоить, но ситуация меняется.
В прошлом году вместо регистрации для иностранцев был введен миграционный учет, и мы вышли на очень хорошие показатели. В этом, по статистике поставленных на учет зарубежных граждан, мы опережаем показатели 2007-го года уже на миллион человек. Эта цифра показывает, что ми-грационное законодательство действительно работает.
Нравится оно кому-то или нет, но это объективная реальность. К тому же есть уверенность в том, что трудовые мигранты сами стремятся встать на учет и получить разрешение на работу, поскольку порядок оформления стал проще и прозрачнее. И работодатели, с учетом возможных штрафных санкций, тоже стараются жить по закону.
Что касается количества необходимых России рабочих рук, то потребность в трудовых мигрантах должна определять экономика. Именно исходя из этого и необходимо формировать наши подходы к квотированию иностранной рабочей силы. Я не согласен с отдельными принципами действующего квотирования, но уверен, что оптимальный механизм все-таки будет выработан, так как опыт и практика в этом отношении появляются.
Квоты не должны быть фактором, сдерживающим экономическое развитие страны. Не хватает рабочих рук - мы должны получить их из-за рубежа. Тем более что такая возможность сейчас есть, поскольку большинство стран СНГ охотно предоставляют нам свои трудовые ресурсы.
Однако использовать их необходимо умело и эффективно: мигранты должны приезжать туда, где есть рабочие места, где в них действительно нуждаются. Потоки трудовой миграции необходимо упорядочивать, и именно для этого разрабатывался порядок квотирования. Но, для того чтобы научиться квотировать эффективно, нужно время.
Примерно то же самое можно сказать и о госпро-грамме по добровольному переселению соотечественников из-за рубежа (по ней уже приехали 3,5 тыс. человек), которые также могли бы восполнить дефицит кадров. Ее нужно расширять, регионам -проявлять больше активности, а государству - больше щедрости.
Необходимо теснее координировать работу и с местными органами власти. Ведь факты, когда на подпольной фабрике используют труд бесправных людей, есть. И не надо говорить, что проблема упирается в одного коррумпированного чиновника: я не верю, что все остальные, включая его начальников и подчиненных, были `не в курсе`. В таких случаях надо наказывать по всей строгости закона...
Визитка
Константин Ромодановский родился в 1956 году в Москве.
В 1980-м окончил 1-й Медицинский институт и 2 года проработал в НИИ судебной медицины. В 1983 году окончил Высшие курсы КГБ СССР в Минске. Работал в различных структурах ФСБ РФ. С мая 2001-го - начальник Главного управления, а затем Департамента собственной безопасности МВД России. В 2005 году назначен директором Федеральной миграционной службы РФ |