Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

`Миссия не выполнима` - ЭиВ N 28 (712)
ТРАНСПОРТ
`Миссия не выполнима`
No. 28 (712) 04.08.2008
Александр ВОЕВОДИН
В Правительстве РФ утверждают, что грузоперевалка через порты Балтии не выгодна для отечественных грузовладельцев. Однако многие из них считают иначе...
Недавно вице-премьер РФ Сергей Иванов заявил, что в 2015 году в России смогут обойтись без услуг портов стран Балтии. Само по себе подобное намерение не новость. Гораздо важнее - детали.



Придется учесть ряд деталей



Во-первых, ранее завершение полного переключения российских экспортно-импортных грузопотоков на отечественные морские терминалы ориентировочно планировалось на 2010 год. Потом в ведомственных документах появилось уточнение: речь идет о российском экспорте. Затем в Минтрансе РФ и этот рубеж потихоньку отодвинули на 2012 год. А теперь названа новая дата - 2015-й.

Судя по динамике событий, к этому сроку удастся переключить на отечественные порты, скорее всего, только экспорт. Да и то не весь: порты Балтии, по меньшей мере, будут выполнять роль буфера при возникновении `пробок` на отдельных железнодорожных и автомобильных маршрутах к отечественным терминалам.

Второй существенный нюанс: Сергея Иванова убедили в том, что перевозка грузов через порты Балтии будет невыгодной отечественным грузовладельцам уже в 2015 году.



Семь лет - большой срок



Пока ситуация, к сожалению, далеко не такая безоблачная: как утверждает ряд экспедиторов, отдельные виды грузов вывозить из РФ на мировые рынки через страны Балтии выгоднее, чем через порты СЗФО.

Расчеты включают в себя все виды возможных убытков в пути - от простоев подвижного состава, сборы, штрафы и `теневые` доплаты.

Тем не менее, в Правительстве РФ уверены, что за 7 лет все изменится. Ведь на развитие судоходства и повышение пропускных мощностей портов Северо-Запада до 2015 намечено выделить 279 млрд руб. Много это или мало?

Судите сами. Назовем лишь некоторые инвестпроекты, которые реализуют в странах Балтии. Latvijas dzelzcels (Латвийская железная дорога) до 2020 года планирует вложить в развитие инфраструктуры 1,5 млрд латов, чтобы увеличить пропускную способность дороги до 100 млн тонн в год (+60% к 2007-му).

По сравнению с аналогичными программами развития портов Вентспилс, Рига, Лиепая планы латвийских железнодорожников очень скромные: они лишь подтянутся вслед за стивидорами Латвии.

Причем не исключено, что уже в ближайшее время все латвийские порты рассчитывают увеличить грузооборот до 88 млн тонн. То есть значительно раньше, чем пропорционально вырастут пропускные способности железнодорожной инфраструктуры!

С поддержкой государства латвийские стивидоры, считает председатель Рижского свободного порта Андрис Аргалис, способны удержать ведущие позиции на Балтике по перевалке товаров с большей добавленной стоимостью. Уже с 2007 года в Риге, например, существенно увеличили долю высокофрахтовых грузов.



Миллионы - в модернизацию портов



Растут доходы и литовских портовиков. В частности, грузооборот порта Клайпеда в I полугодии 2008-го увеличился на 20,5%. В 2007-2013 гг. на развитие порта запланировано около 600 млн евро инвестиций...

Если суммировать все инвестпрограммы стран Балтии в модернизацию портовой инфраструктуры до 2015 года, то вес российских программ по увеличению пропускной способности портов Северо-Запада покажется скромным. Кроме того, в России говорят всего лишь о начале реформ системы Северо-Западного торгового судоходства. И не стоит забывать, что львиная доля капиталовложений достанется порту Усть-Луге, который построен в `чистом поле`.

А латыши и литовцы вкладывают средства в уже достаточно современную инфраструктуру. При этом основной акцент сделан на углубление причалов и коренную модернизацию их оборудования. Причем с окупаемостью проектов особых проблем не возникает: доходность портового бизнеса в Латвии и Литве увеличивается. Иначе транспортники не получали бы очередных грантов ЕС на развитие...



Кто выиграет от конкуренции на Балтике



Опираясь на европейских маркетологов, независимые специалисты утверждают, что в такой системе координат возлагаемая на портовиков Северо-Запада миссия почти не выполнима. А Посол РФ в Латвии Алeксaндр Вeшнякoв откровенно выразил сомнение, что российские власти сумеют реализовать свои амбициозные планы к 2015 году. Дескать, Россия заинтересована, чтобы построенные порты работали на полную мощь.

Однако интерес к портам стран Балтии не исчезнет хотя бы потому, что ресурсы по развитию морского бизнеса у крупнейших международных экспедиторов в ЕС ограниченны. И часть их грузопотоков со временем должна неизбежно сместиться в страны Балтии.

Сегодня европейские дистрибуторы оседают именно в них, а не в Петербурге или в каких-то других портах СЗФО. И у них нет особых стимулов менять вектор товаропотоков. Короче, на стратегию мировой дистрибуции российское правительство повлиять не в состоянии. Во всяком случае - пока.

Вывод простой: важны не просто инвестиции в морскую инфраструктуру Северо-Запада. Вопрос в том, во что государство и частный бизнес намереваются вкладывать деньги. И как подобные проекты корреспондируются со сквозными тарифами грузоперевозок.



Другие материалы рубрики
ТРАНСПОРТ
22.12.08Люди – основной капитал компании
22.12.08Октябрьская магистраль – генератор инноваций
22.12.08На главном направлении
22.12.08Важная практика в региональном бюджете
22.12.08С опорой на отечественного производителя
22.12.08Стальные нервы отечественной экономики
22.12.08Возить пассажиров далеко и близко
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru