Спрос на перевозки по основным голубым магистралям России превысил предложение: внутренние водные пути перегружены
Сейчас в Минтрансе РФ предпринята попытка расшить узкие места. Заместитель руководителя Росморречфлота Олег Шахмарданов считает, что в этом поможет новая федеральная программа `Развитие транспортной системы России на 2010-2015 гг.`
В последние годы по Единой глубоководной системе России перевозят около 15,2 млн тонн экспортных и 1 млн тонн импортных грузов.
Основная нагрузка приходится на два направления - Волго-Балт и связанный с ним Волго-Донской судоходный канал на юге. Именно они должны быть модернизированы в первую очередь. Начать предполагается с участков, которые лимитируют проход судов.
Это обмелевший отрезок на Волге в районе Нижнего Новгорода, где когда-то глубины превышали 3 метра, а теперь - 2,4 метра. Если ничего не предпринимать, то в 2014-м от поверхности воды до дна будет всего 2 метра. Это означает, что флот пойдет недогруженным. При таких убытках транзит между югом РФ и Балтийским, Белым морями может прерваться.
Две основные причины обмеления: во-первых, угроза весенних паводков и затопления населенных пунктов заставляет каждый год отводить часть воды, после чего уровень воды на голубых дорогах снижается. Во-вторых, в навигацию судов слишком много, и работа их винтов поднимает ил вдоль берегов реки, который потом осаждается на фарватере.
Судоходную часть русла реки необходимо постоянно расчищать. Но это - слишком дорого.
Специалисты полагают, что снизить затраты поможет строительство низконапорного гидроузла с плотиной и судоходным шлюзом. Он позволит восстановить уровень воды на участке Городец - Нижний Новгород без затопления земель. В подобном проекте заинтересованы и энергетики: гидроузел позволит принять в постоянную эксплуатацию комплекс сооружений Чебоксарской ГЭС.
Вторым крупным инвестиционным проектом является развитие инфраструктуры Волго-Балтийского водного пути. В 2007-2008 гг. его грузооборот снизился до 17,8 млн тонн. По прогнозам Минтранса РФ, в 2012 году дефицит пропускной способности составит 32%, а в 2020-м - число желающих пройти через Волго-Балт вдвое превысит его пропускную способность.
На этом пути самым узким местом назван Нижне-Свирский гидроузел, где простои судов в навигацию на трассе Петербург - Череповец достигают 5-6 суток. Устранить очереди помогут сооружение второй нитки шлюзов и реконструкция ряда участков трассы канала.
На Волго-Доне ситуация немного улучшилась после модернизации Кочетковского гидроузла. Однако наибольший рост грузопотока на юге ожидают в 2010-2015 гг. Потому к этому сроку предполагается построить вторые нитки 18 камер шлюзов. Пока построен только один новый шлюз.
Если планы будут выполнены, то в Росморречфлоте в 2010 году обещают расшить свыше двух третей узких мест Единой глубоководной системы европейской части РФ, чтобы довести ее пропускную способность до 30-33 млн тонн.
Правда, при этом стоит обратить внимание на формулировки чиновников: сегодня жуткое состояние внутренних водных путей России оценивается как `работоспособное`. В 2010-м оно должно стать `нормальным`. Это означает, что в навигацию без очередей у шлюзов и недогруза судов из-за мелководья все равно не обойдется. Просто их сведут к некоему минимуму, который в Минтрансе РФ признают приемлемым. Но судовладельцы будут рады хотя бы этому.
Только цифры
15,2 млн тонн
экспортных грузов перевозят в последние годы по Единой глубоководной системе России
1 млн тонн
такое количество импортных грузов перевозят по голубым магистралям РФ
|