В середине июля сделан очередной шаг по открытию российских внутренних путей: разрешена навигация для судов под азербайджанским флагом по пути Азовское - Каспийское моря. Правда, пока по заранее согласованному между двумя странами списку.
Не исключено, что этот вариант пропуска судов станет модельным и для других стран, у которых найдется флот, соответствующий специфичным российским требованиям. Вот почему за рубежом так настойчиво добивались от России назвать точную дату, когда российские внутренние водные пути откроют для судов под иностранными флагами.
Переговоры на эту тему в Минтрансе РФ вели уже несколько лет. Но только недавно замминистра транспорта РФ Александр Мишарин сказал, что это предполагается сделать в январе 2011-го. Правда, в обмен на соответствующие уступки со стороны других стран для судов под российским флагом. Иными словами, в основу этого процесса предполагается положить межправительственные соглашения.
Однако в Минтрансе РФ не уточнили, на какие типы судов будут распространены разрешения. По-видимому, речь пойдет поначалу о пропуске иностранных круизных судов, яхт и катеров.
Напомним, что сейчас небольшая часть внутренних водных путей РФ на Северо-Западе уже открыта для зарубежных катеров и яхт.
Иное дело - современные пассажирские речные лайнеры. Его отечественные судовладельцы не строят, предпочитая выжимать последние соки из старых судов. И в заявлении, которое было сделано в рамках рабочей поездки на Кочетовский гидроузел в середине июля премьер-министром РФ Владимиром Путиным, содержался прозрачный намек: к указанной дате на популярных речных пассажирских маршрутах должны появиться новые пассажирские суда под российским флагом. Или их место займут теплоходы под чужим флагом.
Что касается грузоперевозок по голубым дорогам РФ, то сначала предстоит принять закон `О транзите грузов через территорию РФ`, проект которого рассмотрели в Минтрансе РФ 24 июля. Новый законопроект должен определить правовые нормы прохождения через территорию РФ транзитных грузов.
Кроме того, предстоит обеспечить порядок по использованию имеющегося в РФ речфлота. Первый шаг в этом направлении - ужесточение правил лицензирования отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте.
Министр транспорта РФ Игорь Левитин объяснил это заботой о безопасности мореплавания. Аварийность и травматизм на водном транспорте превышает допустимый уровень. По данным Ространснадзора, на речном транспорте только в I половине 2008 года произошли 27 аварийных происшествий и одна крупная авария.
По данным МЧС, в России за 3 года количество маломерных судов увеличилось, как минимум, в 13 раз. В результате теперь на учете свыше 1,2 млн катеров и яхт, из которых только 400 тыс. прошли техосмотр. А часть из них вообще не зарегистрирована.
Начальник Управления госинспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС РФ Вадим Серегин настаивает на усилении ответственности владельцев флота за нарушения эксплуатации и регистрации маломерных судов, потому что бесконтрольное движение таких судов по наиболее популярным водным маршрутам создает угрозу для навигации.
Напомним, что в ГИМС с 7 июля ввели в действие автоматизированную систему общероссийского поиска маломерных судов. В дальнейшем в базу данных планируется внести данные о всех стоянках речфлота и пляжах.
|