ЗОРы - это зоны опережающего развития. Недавно администрация области направила в Минрегионразвития свои предложения по зонированию региона. Они должны стать составной частью Концепции долгосрочного (до 2020 года) развития России, над проектом которой сейчас работает Правительство РФ.
О том, что такое зоны опережающего развития и почему они станут определяющими в развитии региона на ближайшие 10-12 лет, в интервью агентству `Псковская лента новостей` рассказал вице-губернатор области Алексей Сапрыкин. В чем же суть нового метода планирования?
Зона - тот же приоритет
- Зоны опережающего развития - это исторически сложившиеся и естественно-природные зоны (территории), которые при их правильном развитии гарантируют устойчивое развитие субъекта Федерации и России в целом, - сформулировал сущность ЗОРов А. Сапрыкин. - Их определяют для того, чтобы наиболее точно и системно спрогнозировать основные направления социально-экономического развития, а также запланировать рациональное размещение государственной и муниципальной инфраструктуры.
Как правило, в качестве таких зон выступают транспортно-логистические узлы, зоны развития промышленности, сельского хозяйства, территориально-отраслевых кластеров, зоны инновационного развития, туристические, курортные и другие рекреационные зоны, а также зоны культурных и природных ландшафтов.
По словам вице-губернатора, в границах Псковской области предварительно выделено две основные зоны опережающего развития: туристско-рекреационная и транспортно-логистическая.
Большой Псков
Первая зона условно названа `Большой Псков`. Она включает семь инвестиционных проектов общей стоимостью более 4 млрд руб. Что они собой представляют?
Четыре проекта реализуются в туристической сфере. В их рамках предполагается завершить реставрацию трех архитектурных ансамблей - Псковского Кремля, Изборской крепости и Псково-Печорского монастыря, а также построить фондохранилище Псковского музея-заповедника (1,5 тыс. кв. метров открытого хранения фондов).
Реализация еще трех проектов ориентирована на развитие транспортной инфраструктуры вокруг `Большого Пскова`. Это строительство 16-километровой автодороги в обход Пскова с юга, реконструкция аэропорта по международным стандартам и открытие речного порта для обеспечения грузопассажирского судоходства по маршруту Псков - Тарту.
Основа под эти проекты уже заложена. За последние годы построены отель `Heliopark Old Estate` со SPA-центром в Пскове, загородный отель `Плесков`, мотель `Балтия`. Развиваются объекты спортивного туризма и загородного отдыха: горнолыжная база, турбаза `Озерявки` в Себежском национальном парке, центры отдыха `Лукоморье` и `Чудское подворье`.
Нашелся, наконец, инвестор, взявшийся достроить в Пскове гостиницу `Интурист`. Все это делает область, обладающую уникальным историко-культурным наследием, еще более привлекательной для российских и иностранных туристов.
Коридор на Запад
Что касается второй зоны развития - транспортно-логистической, то, как отмечает вице-губернатор, в ее рамках предполагается создать Псковско - Гдовско - Кингисеппский транспортный коридор, модернизировать дорожное хозяйство, развивать приграничную инфраструктуру. Общая стоимость работ составит более 18 млрд руб.
В частности, будут развивать сеть железных дорог, по густоте которой Псковская область уступает всем своим соседям. При этом все дороги однопутные и неэлектрифицированные. Есть разрывы в сети (например, Гдов - тупиковая станция). Поэтому логика развития требует построить электрифицированную железную дорогу Псков - Гдов - Усть-Луга, что позволит диверсифицировать грузовые потоки из порта Усть-Луга в центральные регионы России.
Нуждаются в реконструкции и модернизации автодороги, по которым сейчас перемещается уже почти 12% транзитного транспортного потока РФ (или 27% Северо- Западного федерального округа). При этом его интенсивность ежегодно растет на 20-29%. Однако лишь 10% дорог в регионе имеет статус федеральных, хотя по ним перемещается свыше 50% транзитных грузов.
Территория области считается периферийной частью Петербургского транспортного региона, но юг области можно отнести и к периферийной части Московского региона. Поэтому при дальнейшем развитии отношений России со странами Евросоюза именно через Псковскую область пройдут транзитные транспортные коридоры на порты Балтийского моря.
Все это, считает А. Сапрыкин, при соответствующем внимании к развитию дорожной сети дает основания полагать, что будущее Псковской области будет определяться в значительной степени транзитными грузоперевозками. Кстати, транспортно-логистическая зона дает дополнительный импульс развитию второй - туристско-рекреационной.
Только цифры
18 млрд руб.
- общая стоимость работ по созданию транспортно-логистической зоны на территории Псковской области
|