- Забастовка сегодня - вполне нормальная, разрешенная законом форма урегулирования трудовых споров. Другое дело, что работодатели, в том числе и представляющие транснациональные компании (ТНК), не понимают или не хотят понимать суть социального партнерства.
Стараясь по максимуму сэкономить на оплате труда и его условиях, отказываясь от диалога с рабочими, они сами провоцируют стачки. Ведь забастовка происходит только тогда, когда все другие способы разрешения трудового конфликта уже исчерпаны.
В нашей стране, к сожалению, до сих пор интересы рабочих зачастую просто не принимают всерьез, стараясь держать их в черном теле даже тогда, когда у компании есть возможности хорошо платить.
Что касается законодательства, то Трудовой кодекс РФ действительно составлен таким образом, что в 99% случаев забастовка окажется незаконной. Так, при объявлении стачки необходимо указать, сколько человек в ней будет участвовать и как долго она продлится.
В реальности сделать это чрезвычайно трудно, так как сама ее суть вовсе не сводится к демонстрации протеста в строго отведенное время. Задача забастовки - не напрочь разрушить бизнес, а побудить работодателя к конструктивному диалогу с коллективом, который не удалось наладить иными методами.
И если он не понимает, что Россия не та страна, где квалифицированные рабочие готовы интенсивно трудиться, условно говоря, за чашку риса, то ему надо объяснять это всеми доступными законными способами, включая забастовки.
Почему мы организовали свой профсоюз? Просто как общественная организация в то время развивались гораздо быстрее, чем это можно было делать, находясь в рамках отраслевого профсоюза. Нам все говорили: `Надо потерпеть, подождать`. А мы себе этого позволить не могли.
Читали такое произведение, как `Колеса` Хейли? Людям, которые работают на конвейере, сначала кажется, что все это временно - они здесь ненадолго. А потом засасывает, и у человека, никогда не производящего конечный продукт, остается только два выхода - прогул или забастовка...
Если говорить всерьез, то труд на конвейере тяжел и в физическом, и в психологическом плане. Поэтому за него надо соответственно платить. Даже несмотря на наши достижения, уровень зарплаты на российском заводе `Форд Всеволожск` находится на предпоследнем месте в мире (среди аналогичных предприятий) после Таиланда. Средний заработок в компаниях нашей отрасли - около $2,5 тыс. Так что нам есть к чему стремиться...
При этом с полной уверенностью могу сказать, что величина доходов рабочих очень тесно связана с силой объединяющего их профсоюза. Там, где организация и взаправду многочисленная и боевая, всегда удается добиться более выгодных условий труда и отстоять их интересы. При этом надо четко понимать, что никто ничего на блюдечке с голубой каемочкой не преподнесет.
Интересы у работодателя и наемного сотрудника по определению разные, и поэтому желаемого уровня
оплаты труда и льгот нужно добиваться. Не выпрашивать, надеясь на снисходительность получающего
огромные прибыли хозяина, а получать честно заработанное...
|