Иногда стремление навести порядок может подтолкнуть к хаосу. Именно так произошло в связи с решением Владимира Путина публично обнародовать претензии к компании `Мечел` на совещании по развитию черной металлургии в Нижнем Новгороде, состоявшемся 25 июля. Тогда премьер жестко обрушился на саму компанию и ее владельца Игоря Зюзина за сбыт `Мечелом` коксующегося угля за границу по ценам в несколько раз ниже внутренних. Он пообещал прислать к внезапно заболевшему главе компании доктора, чтобы `зачистить все эти проблемы`.
Такое откровенное заявление было воспринято рынком как начало разгрома `Мечела`. Акции компании упали в цене более чем на треть не только в РТС, но и на Нью-Йоркской фондовой бирже. На этом Игорь Зюзин вмиг потерял больше, чем приобрел на махинациях с поставками сырья за границу. Но вместе с ним пострадал и весь российский фондовый рынок, упав 25 июля на 5,5%. Затем в течение недели рынок лихорадило. Больше всего пострадали предприятия металлургической отрасли, руководители которых явно были инициаторами наскока премьера на `Мечел`, диктовавший на внутреннем рынке заоблачные цены на коксующийся уголь - главный компонент производства металла. И получилось так, что конфликт хозяйствующих субъектов, обретя политическую окраску, обернулся против всех игроков.
Умение перебить всю посуду в лавке, вместо того чтобы тщательно вымыть одну грязную тарелку, всегда отличало политических лидеров России. К сожалению, Владимир Путин не раз демонстрировал, что и он в этом ряду - не исключение. Но конфликт с `Мечелом` знаменателен тем, что он проявил не просто медвежью неуклюжесть власти при вмешательстве в хозяйственный процесс, но и непонимание фактическим лидером страны тонкой природы рыночных отношений. В современной экономике, где все основные игроки весьма сильно зависят друг от друга, а все вместе определяют состояние рынка и его капитализацию, нельзя лихо бросаться словами, даже если они стопроцентно подтверждены фактами. Такие слова приобретают силу молотка, запущенного в стены стеклянного дома, в чем мы все еще раз убедились в конце июля.
Власть поняла допущенную оплошность, но специфика нынешней субординации в том, что из Кремля теперь не могут одергивать Белый дом. Поэтому в дело вступили люди, обычно выручающие власть в толковании сложных ситуаций. Оставленный В. Путиным в президентской администрации в качестве помощника Д. Медведева вдумчивый Аркадий Дворкович стал делать деликатные заявления о том, что отношения бизнеса и государства могут строиться только на основе закона, а не публичной полемики. Сказанные Дворковичем слова `мы должны максимально осторожно относиться к публичным компаниям` нельзя расценить иначе, чем совет бывшему шефу, а заодно и всей власти, вести себя с крупным бизнесом не как с торговцами на базаре.
Вразумляя своих власть имущих, высокопоставленные экономические эксперты в еще большей степени были озадачены тем, чтобы успокоить инвесторов, испугавшихся ситуации и решивших уводить деньги с российского рынка. В частности, первый вице-премьер Правительства РФ Игорь Шувалов был вынужден прямо сказать о том, что `Мечел` не повторит судьбу компании `ЮКОС`, если будет в нормальном порядке взаимодействовать с государственными органами. Это заявление, сделанное
И. Шуваловым 29 июля, сразу подняло стоимость акций `Мечела` на 14%, что лишний раз свидетельствует о колоссальной зависимости российского фондового рынка от политических новостей и пристрастий.
В свою очередь, глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев подчеркнул, что если руководство `Мечела` повинится и будет строго выполнять все предписания, то сумма штрафа окажется минимальной - не более 1% от годового оборота компании. ФАС пообещала перенести слушание дела `Мечела` с 26 августа на самый ближайший срок, едва будут готовы все необходимые для вынесения решения документы. И это тоже сделано для того, чтобы успокоить встревоженных Путиным инвесторов.
Этой истории можно было бы придумать счастливый конец, если бы все остальные крупные и средние российские предприятия действовали на рынке открыто и цивилизованно. Но гнилой фундамент новой российской экономики, заложенный в 1990-е, будет давать еще очень много поводов для публичного и незаметного передела рынков. В том числе - и с участием власти.
|