`В скором времени Правительством Петербурга будет принят ряд нормативных актов, которые создадут механизмы экономического стимулирования работы системы раздельного сбора бытовых отходов, строительства новых станций мусоросортировки и мусороперерабатывающих заводов. Это - перспектива ближайшего года`.
Такое заявление сделал недавно Дмитрий Руденко, начальник Управления по обращению с отходами Жилищного комитета администрации Петербурга. О каких конкретно документах идет речь, чиновник не стал уточнять.
Практика раздельного сбора твердых бытовых отходов в Петербурге уже существует. Во многих дворах установлены разноцветные бачки: желтые - для бумаги, синие - для упаковочных материалов из пластика, стекла и металла. Их появление стало весьма наглядной демонстрацией стремления решить `мусорный вопрос`. Некоторые горожане на своих кухнях пытаются добросовестно раскладывать отходы по разным ведрам и пакетам. Но тех, кто это прогрессивное начинание не поддерживает, похоже, все-таки больше.
`Люди у нас зачастую некультурные`, - скажет кто-то. Но это сгоряча. Люди как люди, просто никто горожанам не объясняет, зачем нужен раздельный сбор мусора, какую конкретную пользу каждому конкретному человеку он принесет. В то же время нет никакой ответственности за нерадивость в отношении селективного сбора. Ни пряника, ни кнута. Почему?
Почему не выгодно?
Следить за состоянием контейнерных площадок с разноцветными бачками и вести разъяснительную работу среди населения должны местные коммунальные службы. Но им за это никто не доплачивает, не сулит экономии. Вот поэтому зачастую бачки для раздельного сбора заполненны всем подряд.
В европейских странах стоимость услуг по вывозу раздельно собранных твердых бытовых отходов для коммунальщиков на порядки ниже, чем расходы на вывоз несортированного мусора. Стремясь экономить за счет этого финансовые средства, коммунальные службы бдительно следят за порядком на контейнерных площадках, агитируют население за раздельный сбор и принимают меры к тем, кто не внимает их просьбам.
- Сегодня федеральное законодательство не предусматривает дифференцирование тарифов на вывоз мусора в зависимости от того, собран он раздельно или нет, - отмечает Д. Руденко. - Соответственно, у администрации Петербурга нет никаких полномочий для установления таких тарифов.
Средство символизирует цель
Даже будучи организованным должным образом, сам по себе проблемы переработки и утилизации отходов раздельный сбор, понятное дело, не решает. Нужен он для того, чтобы снижать издержки и трудозатраты на сортировку мусора, в ходе которой из его массы выбирают вторичное сырье.
Сегодня в Петербурге действует 4 мусоросортировочных комплекса (МСК), полезные фракции из ТБО выбирают на мусороперерабатывающем заводе МПБО-2 в Янино. В общей сложности, сортировке с выделением вторсырья подвергают около 20% от общей массы образующихся в городе отходов. Сортировка мусора - дело пока нерентабельное. Раздельный сбор ТБО, по мнению его сторонников, должен решить эту проблему, стать фактором, который обеспечит инвестиционную привлекательность проектов строительства новых столь нужных городу мусоросортировочных предприятий и, соответственно, снижение объемов отходов, подлежащих утилизации и захоронению - а, значит, и уменьшение нагрузки на окружающую среду.
Отметим, что проекты строительства как нескольких новых МСК в Петербурге уже существуют. А пока тысячи разноцветных бачков всего лишь символизируют систему раздельного сбора мусора, нежели являются признаком ее эффективной работы.
Об утопии и лоббистах
Некоторые эксперты полагают, что раздельный сбор мусора в Петербурге - это утопия.
- Контейнерами для раздельного сбора мусора в перспективе смогут пользоваться только 25% населения города, - полагают в Общественном экологическом совете Петербурга и Ленинградской области. - Селективный сбор невозможно внедрить в старом городе, где физически нет места для нескольких контейнеров, а также в домах, оборудованных мусоропроводами.
В построении системы рентабельной мусоропереработки мог бы пригодиться европейский опыт, предполагающий включение в стоимость производимых в стране или импортируемых на ее рынок товаров расходов на их переработку и утилизацию. В недрах Госдумы РФ находится немало законопроектов, направленных на внедрение подобной практики и в России. Но их принятию препятствуют лоббисты от отечественных и зарубежных товаропроизводителей.
|