Ровно год прошел с того момента, как Закон `Об основах туристской деятельности в РФ` обязал каждого туроператора оформлять финансовую гарантию, чтобы клиенты имели возможность получить материальную компенсацию за испорченный отдых. В качестве подарка на годовщину туриндустрия получила скандал, последствия которого заставили задуматься о том, что же на самом деле российскому туристу гарантировано?
Случай с обанкротившейся турфирмой `Детур` (`дочкой` турецкой Vasco) - третий громкий в России за время действия закона. Однако он самый яркий по масштабам материального ущерба. Турецкий оператор, по оценкам, обманул около 1,5 тыс. россиян, купивших у него путевки на отдых в Турцию в период с июня по сентябрь. Средняя цена такой путевки составляла 25 тыс. руб.
Маловато будет
Официально сегодня называют цифру в 600 российских граждан, столкнувшихся с крупными проблемами на турецком курорте и которые вправе потребовать компенсации. Простой математический подсчет делает очевидным то, что компенсировать свой испорченный отдых им удастся частично.
Этот факт зародил в умах специалистов Ростуризма идею о пятикратном увеличении размера финансовых гарантий. Однако поправки в закон пока не обсуждались на законодательном уровне и скорей всего это лишь громкие заявления, имеющие, возможно, своей целью просто прощупать почву на предмет готовности бизнеса к очередным нововведениям.
Но вернемся к нашим туристам. Страховая компания `РОСНО`, у которой находились финансовые гарантии компании `Детур` в размере 10 млн руб., заявила, что обязательно выплатит компенсации всем пострадавшим туристам в соответствии с процедурой, предусмотренной законом.
Палка о двух концах
Точной информации о том, как долго туристам ждать своих денег, пока нет. Предыдущая практика, а за прошлый год было, как минимум, два аналогичных случая, связанных с банкротством турфирм `Алеа` и `Фенек Эйр`, показывает, что компенсацию обманутым туристам выплачивают с большими задержками. Правда, тогда это обстоятельство объяснили еще не наработанной практикой, ведь закон о фингарантиях, вступивший в силу 1 июня 2007 года, только начал действовать. Пока число заявлений на возмещение ущерба, поступивших в адрес компании, невелико - около 100. Это объясняется тем, что многие туристы не сохранили или вообще не получили на руки документы, подтверждающие их траты на повторную оплату проживания, трансфера. Как заявляют представители `РОСНО`, общая сумма, на которую претендуют все пострадавшие, пока не подсчитана, так как прием заявок продолжается.
Но не все так просто, и самое интересное - впереди. Есть вероятность того, что дело даже не дойдет до страховых выплат. Поскольку в соответствующие органы поступили заявления от пострадавших, на руководство туроператора могут завести уголовное дело. И если факт мошенничества будет доказан, то страховая компания выплачивать ничего не будет, так как противоправное действие, по закону, застраховать нельзя.
Этот механизм уже запущен. Ростуризм направил письма в Министерство внутренних дел и Роспотребнадзор с просьбой `провести все предусмотренные законом действия в отношении туроператора и ее руководства`. Другое прошение было направлено в адрес Всероссийского союза страховщиков, чтобы уголовное дело не стало причиной отказа в выплатах.
У закона есть лобби
Возможно, чтобы понять, зачем был принят закон о финансовых гарантиях и кого он защищает, нужно послушать то, как оценивают участники рынка его действие?
Если проанализировать статистику, то за прошедшее время в связи с действием закона страховые компании не сильно потратились. В некоторых компаниях за год вообще не было сделано ни одной выплаты. Однако страховщики уже начинают переживать на счет минимальной прибыльности этого вида страхования. Кроме того, у специалистов этого рынка уже есть конкретные предложения по его усовершенствованию. Многие хотят, чтобы не только увеличили страховую сумму по договорам ответственности туроператоров, но еще и изменили процедуру выплат.
Переживают страховщики еще и за то, что на рынке по-прежнему действуют недобросовестные страховые компании, которые в поисках легкой наживы обеспечивают страховкой `непроверенные` турфирмы.
Механизм заедает
Можно ли с помощью закона выявить плохую турфирму? Похоже, что сделать это практически нереально. К примеру, злосчастный туроператор `Детур` числился в Едином федеральном реестре, созданном Ростуризмом вслед за принятием закона с той целью, чтобы сомневающиеся туристы могли сами проконтролировать фирму, с которой заключают договор. Но это не сработало. Оказывается, надо было знать больше. Проблемы у компании начались задолго до скандала в Турции: уже год назад от сотрудничества с ней стали отказываться турагентства. Она постоянно меняла гостиницы, производила серьезные кадровые перестановки, требовала слишком ранней предоплаты за туры. Ряд агентств расценили это как плохие знаки.
Характерно, что за год до того как другая турфирма `Алеа` - `кинула` своих туристов (летом 2007- го), она была исключена из Российского союза туриндустрии по причине неуплаты членских взносов.
Однако такие вещи могут знать и правильно анализировать только профессионалы. Туристы же являются просто заложниками непрофессионализма компаний, которым доверяют организацию своего отдыха.
Если рассматривать закон с точки зрения материальной компенсации за испорченный отдых, то тут все понятно - механизм финансовых гарантий сегодня является единственным способом, позволяющим хоть что-то получить. Но туристам нужно, чтобы закон их еще и защитил.
|