Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Иллюзия защиты - ЭиВ N 27 (711)
ТЕМА НОМЕРА
ОТДЫХ БЕЗ ГАРАНТИЙ
Иллюзия защиты
No. 27 (711) 28.07.2008
Ольга АРХАНГЕЛЬСКАЯ
Ровно год прошел с того момента, как Закон `Об основах туристской деятельности в РФ` обязал каждого туроператора оформлять финансовую гарантию, чтобы клиенты имели возможность получить материальную компенсацию за испорченный отдых. В качестве подарка на годовщину туриндустрия получила скандал, последствия которого заставили задуматься о том, что же на самом деле российскому туристу гарантировано?



Случай с обанкротившейся турфирмой `Детур` (`дочкой` турецкой Vasco) - третий громкий в России за время действия закона. Однако он самый яркий по масштабам материального ущерба. Турецкий оператор, по оценкам, обманул около 1,5 тыс. россиян, купивших у него путевки на отдых в Турцию в период с июня по сентябрь. Средняя цена такой путевки составляла 25 тыс. руб.



Маловато будет



Официально сегодня называют цифру в 600 российских граждан, столкнувшихся с крупными проблемами на турецком курорте и которые вправе потребовать компенсации. Простой математический подсчет делает очевидным то, что компенсировать свой испорченный отдых им удастся частично.

Этот факт зародил в умах специалистов Ростуризма идею о пятикратном увеличении размера финансовых гарантий. Однако поправки в закон пока не обсуждались на законодательном уровне и скорей всего это лишь громкие заявления, имеющие, возможно, своей целью просто прощупать почву на предмет готовности бизнеса к очередным нововведениям.

Но вернемся к нашим туристам. Страховая компания `РОСНО`, у которой находились финансовые гарантии компании `Детур` в размере 10 млн руб., заявила, что обязательно выплатит компенсации всем пострадавшим туристам в соответствии с процедурой, предусмотренной законом.



Палка о двух концах



Точной информации о том, как долго туристам ждать своих денег, пока нет. Предыдущая практика, а за прошлый год было, как минимум, два аналогичных случая, связанных с банкротством турфирм `Алеа` и `Фенек Эйр`, показывает, что компенсацию обманутым туристам выплачивают с большими задержками. Правда, тогда это обстоятельство объяснили еще не наработанной практикой, ведь закон о фингарантиях, вступивший в силу 1 июня 2007 года, только начал действовать. Пока число заявлений на возмещение ущерба, поступивших в адрес компании, невелико - около 100. Это объясняется тем, что многие туристы не сохранили или вообще не получили на руки документы, подтверждающие их траты на повторную оплату проживания, трансфера. Как заявляют представители `РОСНО`, общая сумма, на которую претендуют все пострадавшие, пока не подсчитана, так как прием заявок продолжается.

Но не все так просто, и самое интересное - впереди. Есть вероятность того, что дело даже не дойдет до страховых выплат. Поскольку в соответствующие органы поступили заявления от пострадавших, на руководство туроператора могут завести уголовное дело. И если факт мошенничества будет доказан, то страховая компания выплачивать ничего не будет, так как противоправное действие, по закону, застраховать нельзя.

Этот механизм уже запущен. Ростуризм направил письма в Министерство внутренних дел и Роспотребнадзор с просьбой `провести все предусмотренные законом действия в отношении туроператора и ее руководства`. Другое прошение было направлено в адрес Всероссийского союза страховщиков, чтобы уголовное дело не стало причиной отказа в выплатах.



У закона есть лобби



Возможно, чтобы понять, зачем был принят закон о финансовых гарантиях и кого он защищает, нужно послушать то, как оценивают участники рынка его действие?

Если проанализировать статистику, то за прошедшее время в связи с действием закона страховые компании не сильно потратились. В некоторых компаниях за год вообще не было сделано ни одной выплаты. Однако страховщики уже начинают переживать на счет минимальной прибыльности этого вида страхования. Кроме того, у специалистов этого рынка уже есть конкретные предложения по его усовершенствованию. Многие хотят, чтобы не только увеличили страховую сумму по договорам ответственности туроператоров, но еще и изменили процедуру выплат.

Переживают страховщики еще и за то, что на рынке по-прежнему действуют недобросовестные страховые компании, которые в поисках легкой наживы обеспечивают страховкой `непроверенные` турфирмы.



Механизм заедает



Можно ли с помощью закона выявить плохую турфирму? Похоже, что сделать это практически нереально. К примеру, злосчастный туроператор `Детур` числился в Едином федеральном реестре, созданном Ростуризмом вслед за принятием закона с той целью, чтобы сомневающиеся туристы могли сами проконтролировать фирму, с которой заключают договор. Но это не сработало. Оказывается, надо было знать больше. Проблемы у компании начались задолго до скандала в Турции: уже год назад от сотрудничества с ней стали отказываться турагентства. Она постоянно меняла гостиницы, производила серьезные кадровые перестановки, требовала слишком ранней предоплаты за туры. Ряд агентств расценили это как плохие знаки.

Характерно, что за год до того как другая турфирма `Алеа` - `кинула` своих туристов (летом 2007- го), она была исключена из Российского союза туриндустрии по причине неуплаты членских взносов.

Однако такие вещи могут знать и правильно анализировать только профессионалы. Туристы же являются просто заложниками непрофессионализма компаний, которым доверяют организацию своего отдыха.

Если рассматривать закон с точки зрения материальной компенсации за испорченный отдых, то тут все понятно - механизм финансовых гарантий сегодня является единственным способом, позволяющим хоть что-то получить. Но туристам нужно, чтобы закон их еще и защитил.

Другие материалы рубрики
ТЕМА НОМЕРА
Мотивированные граждане - главный капиталл страны
23.05.23Обманчивое единодушие или коллективное безмолвие
В этом номере мы рассказываем о людях, которые, не имея широкой публичной известности, занимаются важнейшей для Петербурга и страны общественной деятельностью. Одни пытаются сохранить культурное наследие, другие — отстоять комфортные условия жизни в строящемся микрорайоне. Третьи бескорыстно помогают участникам СВО. Четвертые предлагают более эффективные механизмы взаимодействия власти и бизнеса.
В интересах страны = в интересах общества
14.06.22Что делать
«Мы живём в тревожное время, когда будущее туманно, а в головах хаос и неразбериха. Самим названием романа Чернышевский поставил сакральный для нашей страны вопрос, найти ответ на который пыталось не одно поколение соотечественников. Со времени написания романа слишком многое поменялось, многое выглядит наивно, неправдоподобно. Слишком много крови было пролито в прошлом веке в поисках ответа на этот вопрос. Ответ не найден. Сегодняшние социальные и политические контексты провоцируют общество на новые поиски. Возможно, ответ на этот вопрос находится внутри человека. И в отличии от утопических надежд героев романа на справедливое переустройство общества, сегодня главным кажется путешествие в свой собственный внутренний мир, в свое одиночество».
Постправда: люди счастливы, Россия процветает
26.07.21В чем причина коммунальных проблем Петербурга?
Проблемы ЖКХ в Петербурге подчас напоминают тяжелое инфекционное заболевание, с которым город борется заговорами и ритуальными танцами. Что мешает перейти к нормальному лечению?
28.02.19Многоликое рейдерство и декоративное омбудсменство
«Добросовестный бизнес не должен постоянно ходить под статьей, постоянно чувствовать риск уголовного или даже административного наказания», — еще до этих слов Владимира Путина в послании Федеральному Собранию мы начали готовить выпуск «Экономики и времени», тема которого давно находится на острие общественного внимания. Мы собрали истории нескольких российских предпринимателей, прямо или косвенно пострадавших от действий институтов власти, которые должны защищать бизнес. Погружаясь в эти события, начинаешь задумываться, а есть ли вообще в России честное следствие, справедливый суд и реальная, а не декларируемая поддержка предпринимателей? «Чтобы добиться тех масштабных целей, которые стоят перед страной, нужно избавляться от всего, что ограничивает свободу и инициативу предпринимательства», — говорит президент, и хочется думать, что к этому прислушаются и федеральные чиновники, и ответственные на местах.
Импортозамещение
18.05.15Импортозамещение: экономика, политика, идеология
Приступая к разработке и осуществлению стратегии импортозамещения, власти, бизнес и институты гражданского общества должны напрочь отрешиться от шапкозакидательских, легковесных настроений по поводу быстрого и малозатратного ухода от импортной зависимости
Спортплощадка для КУГИ
18.06.12„Спартак“ начинает выигрывать
Ценности бизнеса
14.05.12Конкуренты из «ближнего» зарубежья наступают на Россию…
В марте-апреле
2012 года многие
международные исследовательские структуры,
анализируя вопросы деловой активности и инвестиционного климата в бывшем СССР, пришли, можно
сказать, к одинаковому выводу. А именно: в сравнении с большинством других постсоветских стран деловая активность и инвестклимат в России если и улучшаются, то весьма медленно. Это может привести к ситуации, когда «ближнее окружение» России будет инвестиционно более
привлекательным
не только для зарубежных, но и для российских
инвесторов
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru