Такие правила
Что делать, если турфирма `растворилась`?
В конце июля сотни российских туристов оказались в затруднительном положении по прилете на отдых в Анталью. Все они приобрели путевки в московской компании `Детур`, принадлежащей турецко-австрийскому туроператору Vasco. В результате банкротства Vasco туристов `Детура` не расселили в гостиницы.
По Закону РФ, пострадавшие туристы должны получить материальную компенсацию за испорченный отдых. Финансовым гарантом `Детура` является СК `РОСНО`. Она и должна возместить ущерб. Какова процедура?
Сначала пострадавшие должны адресовать свои претензии непосредственно туроператору. Но поскольку исчезнувшая турфирма на предъявленные претензии не ответит, нужно направить свои заявления в милицию и подать иск в суд, где будет определен размер компенсации и юридическое лицо, которое будет ее выплачивать.
Пострадавшие также могут обратиться напрямую в страховую компанию (это предусмотрено Гражданским кодексом). В этом случае вопрос, скорее всего, решится в досудебном порядке, хотя формально страховая компания имеет право отложить рассмотрение дела до решения суда.
Вопрос по существу
Турагентства беззащитны
У турагентов возникает разумный вопрос, как получить обратно свои деньги?
Ведь многим из них для того, чтобы урегулировать конфликт и обеспечить оказание услуг туристам, пострадавшим от действий турецкого туроператора, пришлось оплатить за свой счет туры другого туроператора. По закону в таком случае средства, потраченные турагентом, не являются убытком и их оплата не может служить основанием для предъявления требования страховой компании по финансовому обеспечению.
Георгий Мохов, председатель правовой комиссии Российского союза туриндустрии так прокомментировал эту ситуацию:
`Сейчас одна из главных проблем состоит в том, что согласно закону, выгодоприобретателем по фингарантиям является исключительно турист, но не турагент. Поэтому если турагент самостоятельно каким-либо образом оплатит за туриста неоплаченный оператором отель, то вернуть эти деньги через механизм фингарантий ему будет уже невозможно. Турагенты должны изыскивать способы, например, при необходимости переводя деньги туристов при помощи систем моментальных платежей, чтобы при любом раскладе документы по оплате за отель оформлялись бы в гостиницах непосредственно на туристов`.
Несмотря на то, что претензии к страховщику-гаранту может предъявить только сам турист, представители ряда агентств обратились за разъяснениями к юристам компании `РОСНО`. Ответ был такой: туристы, которые приобрели путевки `Детура`, должны дожидаться дня вылета. В случае невыдачи к этому сроку агентам полного комплекта документов, необходимых для поезд-ки за рубеж, клиенты имеют право обращаться к страховщикам.
Директор одного из агентств, уже столкнувшегося с подобной ситуацией в связи с деятельностью турфирмы `Алеа`, сказал, что если дело дойдет до страховых выплат, то средства будут возвращаться пострадавшим в порционных долях. |