О необходимости реформирования системы профессионального образования (как начального и среднего, так и высшего) сегодня не говорит разве что ленивый. Но один из главных вопросов ее реорганизации - кто будет учить тех специалистов, которые нужны новой российской экономике
Преподаватель стареет
По данным Комитета по науке и высшей школе администрации Петербурга, численность преподавателей ссузов города достигает 5,1 тыс. человек. В вузах их гораздо больше - около 30,3 тыс. Причем уровень образования людей, обучающих студентов в университетах, гораздо выше: 16,2% вузовских преподавателей имеют ученую степень доктора наук, а 50,7% - кандидата наук. В ссузах их, соответственно, всего 27 и 322 человека, а часть несущих знания специалистов не имеет даже высшего образования (5,4%).
Однако основная проблема не в этом. Как это ни печально, но средний петербургский преподаватель продолжает стареть. В ссузах, к примеру, число обучающих профессиональным навыкам в возрасте до 40 лет едва достигает 30%, в то время как тех, кому за 50, почти две трети от общего состава. Более того, по неутешительному прогнозу Комитета по науке и высшей школе администрации города на Неве, в ближайшие годы молодых преподавателей в системе среднего профессионального образования прибавится мало, а вот отряд пенсионеров (тех, кому уже за 60 лет) заметно увеличится.
Немногим отличается ситуация и в вузах северной столицы. Одного взгляда на график достаточно, чтобы понять: численность профессоров и преподавателей, перешагнувших рубеж 50 лет, явно опережает количество их молодых коллег. Увы, но каждый шестой представитель этой группы сотрудников университетов находится в возрасте выше 65 лет. Комментарии, как говорится, излишни.
Причины и следствия
Проблема далеко не нова - дальновидные руководители училищ, колледжей и вузов начали бить тревогу еще в середине 1990-х годов. Но тогда в экономике царил кризис и было, как говорится, не до ученых мужей, многие из которых, кстати, тогда ушли из учебных заведений зарабатывать на хлеб в реальную экономику. И обратно уже не вернулись.
Сегодня беда той самой реальной экономики - хронический дефицит квалифицированных рабочих, инженеров и врачей. И дело не только в том, что слаба материально-техническая база образовательных учреждений и нет современных методик. Явно не хватает и молодых перспективных преподавателей, способных учить на нужном уровне.
Те, кто остался в институтах и лицеях в лихие 90-е годы прошлого века, нередко уже не могут дать нынешним студентам необходимых знаний. А готовые это делать до сих уходят, предпочитая значительно более высокую заработную плату в бизнесе. Особенно это сказывается на средних специальных учебных заведениях, находящихся в федеральном подчинении: власти Петербурга не могут им помогать.
В результате происходит увеличение среднего возраста преподавателей, нарушаются принципы преемственности, рушатся научные школы, которые формировались и успешно работали на протяжении целых десятилетий. Приток молодежи в вузы и колледжи минимален, не восполняются и естественные потери в преподавательских коллективах. А проблему решать надо.
Поддержим материально
Изменить кадровую ситуацию в сфере образования и науки, по мнению руководителя Комитета по науке и высшей школе администрации Петербурга Александра Викторова, смогут несколько мер.
В первую очередь - запланированная на 2008-2011 гг. грантовая поддержка молодых исследователей и преподавателей. Причем речь идет не только о существенной материальной помощи со стороны властей города, но и по линии бизнеса. Многие компании, понимая всю важность момента, уже за-ключили с вузами договоры, в рамках которых преду-смотрено и выделение грантов перспективным вузов-ским специалистам.
Кроме того, правительство Петербурга поддерживает идею перехода на отраслевые тарифные сетки, при которых уровень оплаты труда сотрудников системы профессиональной школы может заметно увеличиться. К тому же такой подход позволит привлекать в аудитории и лаборатории успешных практиков, которые сейчас не слишком охотно идут на преподавательскую работу из-за крайне низких ставок. Как отметил один из участников недавнего совместного заседания Союза промышленников и предпринимателей Петербурга и Совета ректоров вузов, сейчас участие специалистов из реального сектора экономики в учебном процессе скорее напоминает хобби или благотворительность, чем оплачиваемый труд.
Но могут привлечь не только деньги. Одним из главных стимулов для талантливой молодежи является возможность и научного, и карьерного роста. Сейчас как раз то время, когда меняются поколения, и сделать быструю карьеру в системе профобразования действительно можно.
Мнения специалистов
Александр Викторов,
председатель Комитета по науке и высшей школе администрации Петербурга:
- Учитывая данные о возрастном составе преподавателей и средней, и высшей профессиональной школы города на Неве, можно констатировать: молодых людей в них явно не хватает. Что это означает? То, что значительная часть специалистов, по объективным причинам, уже не может обучать студентов на современном уровне. Поэтому все ступени профессиональной школы крайне нуждаются в притоке практиков из компаний, владеющих технологиями и оборудованием мирового класса. Но я убежден, что в Петербурге уже есть и учебные заведения, способные по уровню материальной базы посоревноваться с предприятиями. Скорее всего, сотрудничество должно быть взаимовыгодным и разноплановым.
Валерий Шубарев,
генеральный директор ОАО `Авангард`:
- В области радиоэлектроники из-за стремительного технического прогресса знания питомцев вузов подчас устаревают еще до того, как они приходят на производство. Проблема и в том, что значительная часть вузовских преподавателей учит тому, что давно устарело. Да, они были отличными специалистами 10-15 лет назад, однако сейчас другое время и их знания применимы разве что в теории. На мой взгляд, теперь надо создавать либо корпоративные учебные центры, либо делать это сообща, в кооперации, привлекая к учебному процессу лучших практиков и оснащая передовым оборудованием. Во всяком случае, без участия практикующих преподавателей (и создания им соответствующих условий) подготовку молодых специалистов вести практически невозможно.
|