Одной из наиболее сложных проблем в координации деятельности средних специальных учебных заведений стала их разная ведомственная принадлежность.
В выпускниках ссузов экономика любого россий-ского региона нуждается больше всего. Стране нужны высококвалифицированные рабочие и специалисты среднего звена. Но темпы реорганизации системы техникумов и колледжей не успевают за ростом потребности в профессионалах этого уровня подготовки. И во многом это происходит из-за разницы ведомственных подходов.
В Петербурге, к примеру, осуществляют подготовку студентов 84 ссуза, которые находятся в ведении 8 ведомств. Причем за деятельность и результаты работы более чем трети из них (29) отвечают федеральные органы власти, а число учащихся в этих учебных заведениях достигает почти 60% от их общей численности. Как они это делают, легко определить и по уровню зарплаты преподавателей, и по состоянию материально-технической базы.
В большинстве случаев и то и другое заметно хуже, чем в колледжах, которые находятся в ведении различных комитетов администрации северной столицы и ссузах, являющихся подразделениями высших учебных заведений. Например, власти города в ближайшее время намерены выполнить большие объемы ремонта и реконструкции корпусов таких учебных заведений и обновить учебно-лабораторную и производственную базу в 33 из них. Однако тратить средства бюджета Петербурга на федеральные техникумы они не могут, поскольку им не хозяева. А те, как известно, делать этого не торопятся.
Многие специалисты уверены, что самым лучшим выходом из ситуации может стать продолжение практики организации образовательных комплексов, в которые входят учреждения разного уровня. Выгода состоит в том, что в этом случае как раз и создается та самая система непрерывного профессионального образования, о которой так много говорят. Кроме того, затраты на создание комплекса значительно меньше, чем на содержание отдельных учебных заведений, поскольку и материальная база, и вспомогательные службы объединяют. В Петербурге таких систем насчитывают уже 12, и, скорее всего, тенденция роста их количества продолжится.
Ректор Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ) Ярослав Кузьминов:
- В создавшейся ситуации особое значение приобретают дополнительное и непрерывное образование. Учащийся должен иметь выбор его уровня, а государство - регулировать с той целью, чтобы эффективно тратить средства
|