Аналитики убеждены, что отсутствие опыта и технологий у российских военных верфей может серьезно притормозить освоение Штокмановского и Приразломного месторождений. В Правительстве РФ считают по-другому - там обещают преференции и прямую финансовую помощь для завода `Севмаш`, где уже строится платформа для арктического шельфа.
`Газпром` обещает начать добычу газа на Штокмановском месторождении в 2013 году на уровне 23,7 млрд кубометров. Сырье северного шельфа крайне необходимо монополии для выполнения экспортных контрактов в Европе, поэтому уже к 2016 году концерн будет добывать около 47 млрд кубометров, а к 2020-му - до 71 млрд кубометров газа в год.
Совместно с `Роснефтью` `Газпром` владеет также нефтяным месторождением `Приразломное` в Баренцевом море, пуск которого неоднократно откладывался. Как ожидается, первые тонны нефти могут быть добыты здесь в 2009-2010 гг., а в целом за 25 лет `Приразломное` должно дать 74,6 млн тонн сырья - до 7 млн тонн в год на пике добычи.
Сохранив за собой в собственности Штокман, `Газпром` создал для работы на первой фазе проекта компанию-оператора Shtokman Development, где миноритарные доли получили французская Total и норвежская StatoilHydro. Компания будет заниматься строительством всей инфраструктуры и получать прибыль от продажи `Газпрому` газа по специальной формуле.
Несмотря на то что Shtokman Development специально создана для решения технических вопросов работы на шельфе с использованием опыта иностранных компаний, которого нет у российских концернов, `Газпром` и `Роснефть` предпочитают строить буровые платформы на российских верфях. Одному только `Газпрому` в ближайшие 20 лет нужно 40 платформ для разработки месторождений шельфа Арктики и Дальнего Востока. Для освоения Штокмана концерну понадобится 10 морских буровых установок.
Первая из них в начале июля заложена на Выборгском судостроительном заводе в Ленинградской области, ее обещают построить к октябрю 2010 года. Вторую начнут строить вслед за первой, и ее газовый монополист получит в марте 2011 года.
Несмотря на то что в начале 2009-го `Газпром` обещает провести международный конкурс на строительство еще двух платформ, на рынке не сомневаются, что этот заказ также будет отдан одной из российских верфей. Например, государственной оборонной верфи `Севмаш`, с которой предпочитает иметь дело `Роснефть` и тот же `Газпром`, заказывая на северодвинском предприятии платформы для `Приразломного`.
Сейчас размещение заказов на российских верфях ставит сроки разработки отечественного арктического шельфа под вопрос. Недавно стало известно, что запуск месторождения `Приразломное` на шельфе Баренцева моря, которое и должно было стать первым опытом России по добыче углеводородов на арктическом шельфе, переносится еще на год.
Тем не менее уже очевидно, что государство сделало свой выбор. Это показал визит Владимира Путина в Северодвинск, где он инспектировал процесс сооружения платформы. В итоге выяснилось, что колоссальная верфь, построившая в советское время около полусотни подводных лодок, крайне нуждается в господдержке, чтобы выполнить гигантский по объему и стоимости работ заказ. И эта поддержка будет оказана.
Долги `Севмаша` перед государственными социальными фондами обещано реструктурировать, часть выплаты по процентным ставкам привлеченных кредитов федеральный бюджет берет на себя (на сумму 6 млрд рублей). Объем государственного оборонного заказа для `Севмаша` будет увеличен, а цена ряда контрактов будет пересмотрена в сторону увеличения.
Правительство идет на эти преференции только ради того, чтобы в самые короткие сроки построить платформу и скорее начать добычу нефти на шельфе. Путин пообещал, что государство не ограничится этими мерами и может прибегнуть и к другим механизмам поддержки `Севмаша`.
|