По данным Жилищного комитета Петербурга, ситуация с реформой ЖКХ отнюдь не дает поводов для пессимизма. В конце апреля 2008 года 91% владельцев жилых площадей выбрали способ управления. Судьба оставшихся 9% была решена после проведения открытых конкурсов по выбору экс-плуатирующих организаций. 14% собственников предпочли ЖСК, 25% объединились в ТСЖ (в Москве такая форма охватывает только 3% жилфонда), 45% - доверились частным УК. На долевом управлении своей недвижимостью остановились жители двух многоквартирных домов.
А вот другая точка зрения: правительство Петербурга консолидируется с девелоперами и управляющими компаниями и, по сути, открывает двери рейдерским атакам на жилищный фонд города. Такой вывод был сделан экспертами город-ского регионального отделения СПб `Российский земельный союз` в конце 2007 года.
Речь идет о своеобразном понимании конечных целей реформы ЖКХ: жильцам хотят отдать в управление квартиры, а не придомовые территории и общее имущество домов (подвалы, чердаки). Последнее объявлено собственностью Петербурга. Это снижает возможности ТСЖ оптимизировать тарифы на коммунальные услуги за счет получения доходов от использования общего имущества домовладений.
ТСЖ в результате не могут получать дополнительные доходы от сдачи внаем подвалов, от размещения на стенах зданий рекламы или вышек сотовой связи на крышах. Между тем архив-ные документы и технические паспорта фиксируют границы домовладений. Это означает, что их содержание с давних времен автоматически входило в тарифы ЖКХ. Теперь же у граждан пытаются изъять оплаченное ими имущество.
В правительстве Петербурга заявляют, что наиболее эффективным способом защиты прав собственников жилья считается организация в доме ТСЖ. Однако при этом происходит подмена понятий: вместо возникновения права собственности на общее недвижимое имущество и выбора способа управления им предлагается управлять только квартирами. Для этого создавать ТСЖ не требуется.
По сути, любой собственник квартиры (это вытекает из ГК РФ) является правообладателем, а не нанимателем жилья. Никто не может лишить его возможности самому заключать договоры с УК на оказание коммунальных услуг. Объединяться собственникам надо, чтобы коллективно управлять общим имуществом домовладений.
Если домовладениями будет управлять государство, то открывается прямая дорога для появления неких `инвесторов`, которые будут захватывать чердаки, подвалы, придомовые территории, детские, спортивные площадки и зоны отдыха для коммерческого использования.
Кроме того, становится возможным подключение к инфраструктуре домов новостроек с ухудшением в дальнейшем качества снабжения старых зданий электричеством, водой и теплом. Такой вариант реформы ЖКХ чреват ухудшением условий проживания граждан на фоне повышения тарифов за коммунальные услуги.
Ряд экспертов считает, что реформа системы ЖКХ Петербурга зашла в тупик. У города нет концепции
управления жилищным фондом. А принятая в 2004 году программа реформирования ЖКХ - список пожеланий, часть которых уже устарела.
Только 5% ТСЖ могут содержать дом в нормальном состоянии. В большинстве случаев ТСЖ функционирует чисто формально - в них перекладывают бумаги, чтобы деньги кочевали с одних счетов на другие. В результате до 80% коммунальных платежей уходит к монополистам в виде платы за тепло, воду и электроэнергию.
В такой ситуации руководство дома - всегда в положении виноватого: перед монополистами - за неуплату, перед жильцами - за прекращение снабжения.
Если до 2009 года не будет найден выход из сложившейся ситуации, многие частные УК окажутся на грани разорения.
Мнения специалистов
Дмитрий Козак,
министр регионального развития РФ:
- Первые субсидии из `Фонда содействия реформированию ЖКХ` уже направлены в 16 субъектов РФ, которые раньше остальных разработали собственные программы капитального ремонта жилищного фонда и ликвидации аварийного жилья. Всего же в 2008 году планируется выделить в форме субсидий 40 млрд руб., которые пойдут в 49 регионов. В начале 2009 года планируем втянуть в работу уже всю страну. На средства фонда государство намерено переселить 20 тыс. семей из аварийного жилья и отремонтировать старые жилые дома, в которых проживает полмиллиона семей.
Любовь Олейник,
директор Ассоциации малых и средних городов:
- Ни для кого не секрет, что сегодня структура ЖКХ находится в полуразрушенном состоянии. Хуже всего дела обстоят именно в небольших городах с нищими бюджетами. То, что государство поддерживает деньгами коммунальное хозяйство, не может не радовать. Но подход к распределению средств не всегда справедлив. Например, деньги из Фонда содействия реформированию ЖКХ получают только те регионы, у которых есть средства на предварительную подготовку, а те, кто действительно нуждается, остаются за бортом, поскольку у них для этого нет ни денег, ни квалифицированных специалистов.
Как выход из ситуации: чтобы не было этой дискриминации, развести по группам богатые и бедные города. И к каждой из них предъявлять свои требования.
Оксана Дмитриева,
депутат Госдумы:
- Городские власти стремятся от реформы ЖКХ получить выгоду для своего бюджета, поэтому становятся на сторону коммунальщиков, а не жильцов. Жители домов не могут распоряжаться всем имуществом. В частности, было бы целесообразно инициировать принятие петербургских законов, закрепляющих имущественное право на неприватизированные на момент принятия Жилищного кодекса чердаки и подвалы за собственниками квартир в многоквартирных домах. Но сегодня город не хочет расставаться с собственностью. Даже той, которой не находит применения.
|