Петербургская компания `Калипсо - мир путешествий` вошла в состав крупного финского туроператора `Ауринкоматкат`, принадлежащего компании Finnair. Это уже не новость, но, как отмечают специалисты, прецедент, который заставляет обратить внимание на процессы, происходящие сегодня в нашем турбизнесе.
Кто кого спасает?
Для Петербурга это первый случай реального слияния иностранного и российского капиталов в отрасли. Вопрос в том, зачем это было сделано. Последнее время конкуренция на петербургском рынке сильно ужесточилась, и, чтобы не сдавать позиции, турбизнесу приходится много тратить.
Во-первых, несмотря на прогнозы о сокращении числа туркомпаний из-за обязанности предоставлять финансовые гарантии, меньше их все-таки не стало. К тому же закон заставляет не доводить дело до суда, и подавляющую часть претензий они удовлетворяют самостоятельно.
Во-вторых, сохранять доходность и не работать себе в убыток становится все сложнее из-за таких процессов, как снижение спроса, демпинг, подъем цен в сопряженных с туризмом отраслях. Последним и довольно серьезным стало многократное за сезон повышение тарифов авиакомпаний. Некоторым туроператорам удается компенсировать затраты за счет доплат клиентов. Однако процент отказов от путевок тоже немаленький. Это, в свою очередь, оборачивается проблемами с отелями на курортах, которые требуют оплачивать неустойку за отсутствующих туристов в уже забронированных номерах.
Ситуация заставляет искать пути сохранения бизнеса. Возможно, `Калипсо` как раз тот самый случай. Однако очевидно, что финская компания не стала бы покупать убыточный бизнес. На пресс-конференции по случаю открытия первого офиса `Ауринкоматкат` в Петербурге финны назвали причины, по которым они пошли на этот шаг.
Том Саланиеми, зам. генерального директора `Ауриткоматкат`, сказал, что рынок Финляндии компанией полностью охвачен. В Петербурге же у нее есть большой потенциал роста.
Более откровенен в оценках был Юкка Хиенонен (на фото), президент авиакомпании Finnair. По его оценкам, петербургский рынок еще недостаточно развит: нет стабильного продукта, цены для клиентов высокие, выбор готовых турпакетов ограничен, да к тому же слишком большой фактор сюрпризов. `Мы намерены это менять`, - заявил он.
Олег Афромеев, генеральный директор `Калипсо - мир путешествий`, не стал опровергать эти заявления. Он сообщил, что его компания с рынка не уходит, но работать она будет уже в другом сегменте.
Простые финские стандарты, трудные в исполнении
Уже сегодня можно предположить, что впереди финнов ждет разочарование. Петербургские компании явно не захотят делиться своей долей рынка, в результате чего `Ауринкоматкат` может не получить того числа туристов, на которое рассчитывает. Это в Финляндии у них все схвачено, в России все может пойти по другому сценарию. Финны это понимают. `У вас другое ценообразование, - сказал Том Саланиеми, - поэтому мы будем практиковать разные способы привлечения клиентов`.
Второй момент, который, кажется, не учли финны, - это то, что пока главным критерием выбора путевки для наших соотечественников остается ее стоимость. `Ауринкоматкат` обещает прекрасный сервис за меньшие деньги. Анализ же сегодняшних предложений финнов уже показал, что пока их цены практически не отличаются от предложений других петербургских туроператоров. В некоторых случаях финские `горящие туры` даже дороже.
Трудновыполнимыми выглядят и намерения финнов приучить российского туриста заранее планировать свой отдых. Для европейцев - это правило, но большинству наших соотечественников пока так делать не удается по чисто экономическим причинам.
Как подчеркнул Олег Афромеев, этим летом `Ауринкоматкат` в Петербурге работает в тестовом режиме пока по трем курортным направлениям. Туры продают под финским брендом, а договор с клиентом заключает петербургская компания. Таким образом, и ответственность за предоставленные услуги несет тоже она. Чартер из Петербурга обеспечивает также компания `Калипсо`, имеющая договор с ГТК `Россия`.
Ясно, что на период вхождения в рынок `Ауринкоматкат` необходим партнер с хорошей базой.
По словам Олега Афромеева, сегодня у компании 75% постоянных клиентов. Их они и намерены передать в руки финнов, которые, судя по озвученной стратегии, на эту целевую аудиторию и рассчитывают. К тому же работа по принципу win-win, то есть двухстороннего выигрыша, который намерены культивировать финны в России, должен, по их расчетам, изменить рынок. В чью пользу - покажет время.
|