Знают ли петербургские специалисты по управлению персоналом и директора предприятий о том, что такое инсентив? `Компания `Санкт-Петербург 2003` заинтересовалась этим вопросом и провела собственное маркетинговое исследование.
Специалисты заинтересовались этим не случайно. Каждую осень компания организует деловую встречу `Викос & MICE` (`Высокое искусство корпоративного обслуживания & MICE`). Участниками этой встречи являются турфирмы и организаторы мероприятий, а посетителями - корпоративные клиенты. Это событие собирает представителей бизнеса и туризма под одной крышей для того, чтобы познакомиться, обсудить острые темы, найти заказчиков и исполнителей. Последняя встреча дала неожиданный результат: многие посетители (а среди них директора по персоналу и первые лица предприятий) начали активно интересоваться поощрительными программами. Организаторы отметили, что такого интереса к инсентиву не наблюдалось в ходе предыдущих деловых встреч.
Устроители выставки решили осветить этот вопрос и провели исследование, результаты которого оказались довольно интересными. Но сначала необходим экскурс в историю.
Что такое `инсентив`?
Термин `incentive` переводится с английского языка - `поощряющий, побудительный`. В 1906 году американская компания `National Cash Register Company of Dayton` из штата Огайо наградила своих агентов по продажам бесплатным путешествием в штаб-квартиру компании. К 60-м годам ХХ века это понятие завоевало и европейский деловой мир.
Востребованность инсентив-программ вполне оправданна. Ведь уникальное влияние подобных мероприятий на успех бизнеса уже давно доказано на практике. И дело здесь не только в том, что после участия сотрудников в поощрительной поезд-ке кпд каждого из них вырастает на 27%, а всей команды - на 45%. Инсентив-программу, как правило, составляет специалист-организатор по индивидуальному плану, исходя из пожеланий заказчика и специфики компании, и может способствовать достижению разных целей.
Как это ни удивительно, но банальная игра в пейнт-бол или поход в аквапарк всем коллективом могут привести к совершенно невероятным результатам, если перед организаторами правильно поставлены задачи. А многодневная поездка в другой город или страну способна стать для сотрудников компании незабываемым приключением, из которого они вернутся сплоченной командой.
Насколько популярен инсентив в нашей стране?
Это решили выяснить сотрудники `Компании `Санкт-Петербург 2003` с помощью опроса, посвященного инсентив-программам. В нем участвовали директора и менеджеры по персоналу крупных предприятий города, с которыми организаторы исследования сотрудничают в рамках проекта `Бизнес Каталог`. Это специализированное издание, которое содержит ресурсы для организации корпоративных мероприятий и делового туризма. Число респондентов составило 210 человек.
В ходе исследования с участниками обсуждались следующие вопросы: какие виды поощрения сотрудников используют в вашей компании? актуальны ли для вашего бизнеса инсентив-поездки и мероприятия?
Оказалось, что с самим термином `инсентив` знакомы около 10% респондентов. На вопросы о способах стимулирования персонала были получены весьма разнообразные, порой неожиданные, ответы.
`Главным и единственным мотивирующим фактором считаю заработную плату: платите людям достойную зарплату - и все будет нормально с мотивацией`, - заявил начальник отдела кадров строительной компании численностью 300 работников.
С ним согласны 50% опрошенных.
`Проблем с мотивацией в нашей компании нет, у нас разработана программа. Нематериальное стимулирование считаю важной составляющей успешной работы персонала. Главной трудностью в мотивировании персонала, типичной для других компаний, считаю невозможность решиться на это`, - рассказал руководитель отдела персонала консалтинговой компании, в штате которой 100 сотрудников.
Предпочтение нематериальному стимулированию работников отдают 5% специалистов.
По результатам опроса, около 45% руководителей предпочитают сочетать оба способа поощрения. Примерно 40% опрошенных отметили, что в их компаниях разрабатывается и используется собственная программа мотивации сотрудников. Среди поощрительных мероприятий чаще всего назывались корпоративные праздники, поездки за город, спортивные командные игры.
Реже в качестве поощрения для сотрудников применяются поездки за рубеж или экстремальные туры по России: сплав на байдарках, скалолазание, поездки на квадроциклах.
Все респонденты, применяющие инсентив на практике, довольны результатом и не собираются отказываться от подобного способа поощрения сотрудников.
И, по большому счету, не так уж важно, какое слово употребляют специалисты по управлению персоналом в своей работе: `поощрение`, `мотивация` или же `инсентив`. Главное - не забывать, что все эти термины обозначают одно и то же: `эмоции в подарок`. Не стоит бояться дарить эмоции своим сотрудникам. Результат может превзойти все ваши ожидания.
Мнение специалиста
Насколько эффективен интенсив-туризм для стимулирования работы сотрудников?
Михаил Кларин, эксперт школы современного менеджмента `Диалог`, консультант по менеджменту и организационному развитию, управляющий партнер STS-VostoK:
- Конечно, эффективен. Но мы знаем, что эффективность не бывает абстрактной, - она связана с решением конкретных задач. Я выделяю два основных направления интенсив-туризма, в зависимости от поставленной задачи. Первое, самое распро-страненное - то, что чаще всего называется командообразованием. Это выезд на природу всем коллективом, с разными соревнованиями, экскурсиями, отдыхом. Это, в первую очередь программы по сплочению коллектива, направленные на лучшее узнавание друг друга в неформальной обстановке.
Другой вариант - это организация целенаправленных программ, которые готовятся для решения серьезных управленческих задач. Такие программы могут быть ориентированы как на весь коллектив, так и сосредоточены на тех, кто принимает решения и выполняет управленческие функции. Даже попасть в такую группу для сотрудников очень престижно. Обычно это программа с элементами экстремального туризма: например, сплав по бурной реке с порогами. Сотрудники, испытывая физическую и эмоциональную нагрузку, принимают решения в разных, спонтанно (для них) возникающих ситуациях (на самом деле - заранее подготовленных консультантами после тщательно проведенной диагностики в организации, решения о том, что именно нужно перестроить в области взаимодействий в компании).
На мой взгляд, оба подхода уместны, но второй подход, конечно, глубже по своему воздействию на организацию, а с точки зрения мотивации он побуждает сотрудников к перестройке ставшей неээфективной практики совместной работы. Ведь, для того чтобы сбить шаблоны неэффективного взаимодействия полезно создать непривычную ситуацию. И менеджеры обычно это понимают, поэтому попасть в такую группу для них означает высокое признание руководством их потенциала.
Я считаю, что участие сотрудников в выездных программах является хорошим стимулом для поддержания их вовлеченности в жизнь организации. Грамотные руководители используют этот стимул, тщательно продумывая, какие задачи интенсив-туризм поможет решить для развития организации в данный момент.
|