Бывает, что российская турфирма, организовав поездку на выставку для делегации какого-либо предприятия, утверждает, что она занимается деловым туризмом. А если компания постоянно обслуживает корпоративных клиентов, обеспечивая их билетами, визами и местами в гостиницах на время командировок. Что это?
С определениями - трудно: западное понятие business travel в Европе и США стали активно использовать только в 70-е - 80-е годы прошлого века, а в Россию оно пришло в 1990-х.
Сегодня большая часть специалистов сходится в том, что деловой туризм обозначает сегмент рынка, направление деятельности, а термины business travel и MICE (аббревиатура понятий meetings/incentivies/conferences/exhibitions) - его составляющие. При этом под business travel чаще всего понимают организацию частных командировок, а incentive подразумевает реализацию поощрительных поездок для части или всего коллектива фирмы.
На практике это означает, что к деловому туризму могут быть отнесены как групповые, так и индивидуальные поездки, в ходе которых, наряду с важными для бизнеса встречами и переговорами, реализацией коммерческих планов и идей, в той или иной мере осуществляется также культурная программа или организуется отдых.
При этом к компаниям, которые работают в сфере делового туризма, как правило, относят специализированные агентства, обеспечивающие полный комплекс услуг, а на мировом и российском рынках действуют целые профессиональные объединения.
Согласно международной классификации все специалисты и организации в сфере делового туризма подразделяются на 3 основные группы.
Первая - распорядители встреч, или meeting planners (MP), занятые планированием и решением организационных вопросов проведения корпоративных событий. Они согласовывают с заказчиком место, время и характер корпоративного события и рассчитывают его бюджет.
Вторая - профессиональные организаторы - pro-fessional congress organizers (PCO), оказывающие широкий спектр услуг для обслуживания корпоративных мероприятий (в том числе и организацию инсентив-путешествий).
Третья группа - менеджеры направлений destination management companies (DMC). Это работники фирм, обеспечивающих прием и обслуживание делегаций и групп в месте проведения события.
По экспертным оценкам, мировой рынок MICE обеспечивает ежегодно 610 млн деловых поездок, а его оборот составляет почти $430 млрд. В последние 3 года сегмент растет примерно на 30% в год.
России пока похвастать нечем. По подсчетам, оборот всего рынка делового туризма в РФ - не более $2 млрд. Причем 80% расходов российских компаний, планирующих такие поездки, приходится на визы, билеты и гостиницы и только 20% - на другие услуги, включая организацию и проведение корпоративных мероприятий. Да и количество специализированных компаний, которые способны работать на этом сегменте на международном уровне, в лучшем случае исчисляют парой десятков.
По данным компании Mercer (при исследовании она учитывала около 40 различных параметров), самым благоприятным в мире городом для делового туризма является Цюрих. Следом за ним идут Женева, Вена, канадский Ванкувер и новозеландский Окленд. Россий-ские города не попали даже в первые 50 позиций основного рейтинга.
|