В Петербурге более 200 музеев. Вместе с тем туристы, приезжающие в город, об этом чаще всего не знают. Да и сами горожане вряд ли назовут больше двадцати. Интерес турфирм обычно ограничивается мировыми сокровищницами, такими как Государственный Эрмитаж, Русский музей, пригородными резиденциями русских царей, иногда расширяясь до нескольких крупных городских музеев.
А между тем малые музеи, включающие в себя музеи-квартиры (Пушкина, Ахматовой, Достоевского), узкотематические музеи, такие как Музей хлеба, Музей кукол и множество других, как раз составляют большую часть всего музейного потенциала Петербурга и незаслуженно уходят на второй план. Как сделать их более известными для туристов? Об этом шла речь на `круглом столе` в рамках ежегодной конференции в Санкт-Петербургской академии управления и экономики, на которой специалисты отрасли традиционно обсуждали актуальные вопросы развития туризма в СНГ.
Наше все и ребрендинг истории
Малым музеям не хватает должной рекламы для пропаганды своих редких коллекций и действительно раритетных вещей, которых нет в больших музейных собраниях. Чтобы обратить на себя внимание, некоторые прибегают к нестандартным решениям.
Юлия Зиновьева, ведущий сотрудник СПб ГУК `Мемориальный музей `Разночинный Петербург` (в прошлом `Музей истории революционно-демократического движения 1880-1890 гг.`), считает, что переименование музея в 2007 году было необходимым маркетинговым ходом. Новое название наиболее соответствует составу фондов, тематике экспозиции и более привлекательно для посетителей, интересующихся историей Петербурга, в том числе и для туристов.
- Помимо традиционных лекций и экскурсий музей разрабатывает театрализованные экскурсии и интер-активные занятия `Сдается комната`, `Тайны марксистского подполья`, лекции-концерты. Привлекать новую аудиторию помогает музею участие в общегородских проектах (предварительно пройдя конкурс) Фестиваль детских музейных программ, Ночь музеев.
Судя по статистике, сегодня основной поток посетителей музею обеспечивают внемузейные акции. Так, в 2007 году его выставки посмотрели 39145 человек, из которых более 29 тысяч были посетителями экспозиций, организованных в библиотеках, школах, домах социального назначения. Всего в прошлом году музей организовал 22 выставки, открытие каждой сопровождалось мероприятием, привлекающим внимание потенциальных посетителей.
Новые проекты есть и у другого культового музея Петербурга - музея-квартиры А. С. Пушкина на Мойке, 12. Алина Петрова, главный специалист Всероссийского музея А. С. Пушкина, считает, что держаться на плаву музею во многом помогают привлеченные средства.
- Мы - бюджетная организация, наше финансирование осуществляет Министерство культуры РФ. На отдельные проекты мы иногда получаем гранты. Последний пример: фонд `Русский мир` профинансировал издание каталога `Пушкиниана. XX век`, а также организацию научной конференции, которую мы проводим совместно с Линнамяэсским русским лицеем в Таллине и потомками лицеистов из Европы и США. В музее создали отдел музейно-творческой работы. Появились новые лектории и музыкально-концертные программы выходного дня для семейного отдыха.
Статистика прошлого года, по мнению Алины Петровой, свидетельствует о том, что интерес к музею до сих пор не пропал:
- В 2007 году в нашем музее побывало около 320 тысяч человек. Надеемся, что в этом году посетителей будет больше. Повод для оптимизма есть: в этом году 10 февраля, в День памяти А. С. Пушкина, двор на Мойке, 12, не смог вместить всех поклонников поэта, пришедших на памятное собрание.
По чешским стопам
Плюс малого музея в том, что он дает возможность включить свою экспозицию в туристский маршрут. Специалисты уверены, что такие музеи, как Музей кукол, Музей граммофонов, могут быть основой специальных программ культурного туризма. Или тематического, так хорошо развитого в Европе, тем более что в Петербурге уже есть и Музей шоколада, и Музей пива.
Галина Кляровская, заведующая музеем истории пивоварения при ООО `Комбинат им. Степана Разина`, считает, что коллекции музеев, расположенных в памятниках архитектуры, повышают рейтинг города.
- О проектах по привлечению новых посетителей можно судить из нашего опыта прошлых лет. Так, в 2006 году совместно с Российским этнографическим музеем на его площадке мы провели выставку, которую увидели более 15 тыс. человек. В апреле этого года открылась расширенная экспозиция музея. В 2007 году посещения музея туристскими группами не было. О данных на 2008 год говорить еще рано.
Мнение специалиста
Елена Минкина,
преподаватель кафедры социально-культурного сервиса и туризма Санкт-Петербург-ской академии управления
и экономики:
- Сегодня в руководстве музеями много неспециалистов, которые не понимают сути музейной работы и не способствуют ее процветанию.
После перестройки, когда значительно сократились дотации города и государства музеям и они вынуждены были сами выбираться из создавшейся ситуации, не все смогли наладить менеджмент, а многие руководители под видом реструктуризации разрушили научную структуру ряда музеев. В Государственном музее истории Санкт-Петербурга ликвидировали научно-экспозиционный и научно-консультационный отделы. Последний занимался повышением квалификации работников Северо-Запада России и СНГ, стажировками и музейными практиками студентов.
Менеджмент в наших музеях пока принципиально отличается от западных, где во главе стоят специалисты-музейщики или хорошие управленцы, которые имеют заместителей-профессионалов. При музеях на Западе, как правило, создан Совет друзей музея, который следит за его деятельностью, участвует в его проектах, занимается комплектованием музейных коллекций и оказывает материальную помощь. У нас подобные советы созданы лишь при крупнейших музеях, например при Эрмитаже, дворцово-парковых ансамблях пригородов Петербурга.
|