Итоги 3-й Всероссийской конференции `Государственная политика в области развития культурно-познавательного туризма в России`, прошедшей в Великом Новгороде и собравшей более 200 участников из 30 регионов страны, не стали сенсацией для профессионалов туриндустрии. Специалисты вновь отметили рост внутреннего туристского потока при снижении интереса к России со стороны иностранных путешественников.
Первое, безусловно, внушает оптимизм. Доходы россиян растут, и часть из них они вновь готовы тратить на поездки по стране. Второе тревожит. `Уменьшение числа иностранных туристов говорит о неконкурентоспособности российского турпродукта на мировом рынке в части `цена - качество`,- отметил Анатолий Ярочкин, заместитель руководителя Федерального агентства по туризму.
Самые посещаемые российские города Москва и Петербург, куда прибывают и откуда, собственно, берут начало все основные маршруты по стране, демонстрируют сокращение числа иностранных прибытий. Соответственно, и в субъектах СЗФО количество гостей-иностранцев уменьшается. При этом каждая из территорий демонстрирует устойчивый рост численности российских путешественников, а рекордсменом является Мурманская область (+55% в 2007 году к уровню 2006-го).
По оценкам экспертов, в 2007 году Северо-Западный регион посетило не менее 10-12 млн туристов. Приблизительно столько же гостей принял Краснодарский край.
Однако говорить о том, что СЗФО в части развития культурно-познавательного туризма претендует на лавры лидера, не приходится. Другие регионы, в частности Тверская, Ярославская, Владимирская, Волгоградская области, Сибирь, Татарстан, Красноярский край, уже в ближайшее время могут составить серьезную конкуренцию Северо-Западу.
Борьба туристических внутрироссийских дестинаций за клиента заставляет территории задумываться о специализации турпродукта и более гибкой ценовой политике. Практически везде индустрия приема гостей нацелена на разработку и реализацию новых региональных проектов.
В качестве примеров на конференции были озвучены наиболее интересные и востребованные программы Северо-Запада: `Ленинградское лето` (события, праздники, фестивали в Ленин-градской области), `Великий Устюг - родина Деда Мороза` (Вологодская область), этнографический ремесленно-торговый центр `Рыбная деревня` (Калининградская область), фольклорные праздники `Масленица в Витославлицах`, `Купалье` (Новгородская область).
Ирина Солянкина, директор российкого отдела Московской туристической компании `Ванд интернэшнл тур`, отмечает рост интереса клиентов к российской глубинке, сочетающей возможности культурно-познавательного, рекреационного и экстремального туризма. По ее мнению, для развития этого направления Северо-Запад имеет все возможности. Мешают этому устаревшая материально-техническая база, дефицит квалифицированных кадров и отсутствие инициативы на местах.
Только цифры
Динамика иностранного турпотока в 2007 году
(к уровню 2006-го)
Мурманская область -3%
Петербург и Москва -8%
Ленинградская область -11%
Новгородская область -19%
|